В романе Л.Н.Толстова "Война и мир" Пьер Безухов является одним из главных и любимых героев автора. Пьер человек
ищущий, неспособный остановится, успокоится. Его душа открыта для всего мира, отзывчива на все впечатления окружающего
бытия. Он не может жить, не решая для себя главных вопросов о смысле жизни, о цели человеческого существования. И ему
свойственны драматические заблуждения, противоречивость характера. Образ Пьера Безухова по-своему близок Толстому:
внутренние мотивы поведения героя, своеобразие его личности во многом автобиографичны.
При первом знакомстве с Пьером мы видим, что он очень податлив, мягок, склонен к сомнениям, застенчив. Толстой не раз
подчёркивает, "Пьер был несколько больше других мужчин", "большие ноги", "неуклюж", "толстый, выше обыкновенного
роста, широкий, с огромными красными руками". Но при этом душа у него тонкая, нежная, как у ребёнка.
перед нами человек своей эпохи, живущий её духовным настроем, ее интересами, ищущий ответа на конкретные вопросы
русской жизни начала века. Безухов ищет дело, которому можно было бы посвятить свою жизнь, не хочет и не может
удовлетвориться светскими ценностями или стать "лучшим человеком".
Первый этап внутреннего развития Безухова, изображенный в романе, охватывает жизнь Пьера до женитьбы на
Курагиной. Не видя своего места в жизни, не зная, куда девать огромные силы, Пьер ведет разгульную жизнь в обществе
Долохова и Курагина. Открытый добрый человек, Безухов часто оказывается беззащитным перед умелой игрой окружающих. Он не
может правильно оценить людей и поэтому часто ошибается в них. Разгул и чтение духовных книг, доброта и невольная
жестококость характеризуют в это время жизнь графа. Он понимает, что такая жизнь не для него, но у него не хватает сил
вырваться из привычного круговорота. Как и Андрей Болконский, Пьер своё нравственное развитие начинает с заблуждения -
обожествления Наполеона. Действия императора Безухов оправдывает государственной необходимостью. Но при этом герой
романа не стремится к практической деятельности, отрицает войну.
Женитьба на Элен успокоила Пьера. Безухов долго не понимает, что стал игрушкой в руках Курагиных. Тем сильней
становится его чувство горечи, оскорбленного достоинства, когда судьба раскрывает Пьеру обман. Время, прожитое в
спокойном сознания своего счастья, оказывается иллюзией. Но Пьер принадлежит к числу тех редких людей, для которых
нравственная чистота, понимание смысла своего существования жизненно необходимы. Второй этап внутреннего развития Пьера
- события после разрыва с женой и дуэли с Долоховым. С ужасом осознав, что он оказался способен "покуситься" на жизнь
другого человека, он пытается найти источник своего падения. Нашествие Наполеона в высшей степени обострило национальное
сознание графа. Он почувствовал себя частичкой единого целого - народа. Решив "казнить" французского императора,
Безухов, по мнению Толстого, становится таким же "безумцем", каким был князь Андрей при Аустерлице, намереваясь в
одиночку спастся таким же "безумцем", каким был князь Андрей при Аустерлице, намереваясь в
одиночку спасти армию. Плен, сцена расстрела изменили со!
знание Пьера. Он, всю жизнь искавший в людях прежде всего доброту, увидел равнодушие к человеческой жизни. Мир
превратился для него в бессмысленную груду осколков. Женившись на Наташе, Пьер впервые чувствует себя подлинно
счастливым человеком.
Женитьба на Наташе и увлечение радикальными идеями - главные события этого периода. По замыслу Толстого, герой
романа должен был быть сосланным в Сибирью. И только после этого, пережив крушение "ложных надежд", Безухов придет к
окончательному пониманию подлинных законов реальности...
Толстой показывает изменение характера Пьера во времени. Мы видим двадцатилетнего Пьера в салоне Анны Шерер в начале
романа и тридцатилетнего Пьера в эпилоге романа. Он показывает как неопытный юноша стал зрелым человеком с огромным
будущим. Пьер ошибался в людях, покорялся своим страстям, совершал неразумные поступки - и всё время думал. Он всё время
был недоволен собой и пересматривал себя.
Люди со слабым характером часто склонны объяснять все свои поступки обстоятельствами. А вот Пьер - в самых трудных,
мучительных обстоятельствах плена - имел силы совершить огромную духовную работу, и она принесла ему то самое чувство
внутренней свободы, которое он не мог обрести, когда был богат, владел домами и поместьями.
Пьер и страдал, и ошибался, но в конце романа он понял смысл своей жизни и обрёл истинное Я.