Булгаков-писатель, как говорят, от бога, златоуст. Удиви-
тельный талант его поражал не только собратьев по перу - Алексея
Толстого, Максима Горького, Максимилиана Волошина, Бориса Пас-
тернака, Александра Фадеева, Леонида Леонова, Александра Солже-
ницина, - но и многих выдающихся деятелей русской культуры, та-
ких,как Константин Станиславский, Василий Качалов, Рубен Симо-
нов, Борис Астафьев, Дмитрий Шостакович, Николай Черкасов, Свя-
тослав Рихтер... Вячеслав Шишков проницательно назвал Булгакова
русским остромыслом и острословом.
Творчество Булгакова - вершинное явление русской художест-
венной культуры двадцатого века. Трагична судьба Мастера, лишен-
ного возможности быть напечатанным, услышанным. С 1927 года по
1940, до дня своей смерти, Булгаков не увидел ни одной своей
строчки в печати. Булгаков был своего рода пророком. С горьким
чувством он пишет, что после окончания войны (1-ой мировой):
"...западные страны зализывают свои раны, они поправятся, очень
скоро поправятся (и будут процветать!), а мы... мы будем драть-
ся, мы будем платить за безумие дней Октябрьских, ... за все!"
Творчество Булгакова многообразно. Но особое место в нем
занимает тема, которую можно было бы назвать "трагедией русского
народа". Эта тема была как бы незаживающей раной писателя. "Ди-
кий мы, темный, несчастный народ", - записал он с горечью в сво-
ем дневнике 26 октября 1923 года. Но "несчастье" не пришло к
русскому народу как-то само собой, оно было, по мнению писателя,
сотворено. Вот эти мысли и стремился автор развить в своих про-
изведениях. Наиболее ярко они запечатлены в статье "Грядущие
перспективы", в повести "Собачье сердце" и в других произведени-
ях.
В своем знаменитом письме "Правительству СССР", написанном в
один из самых драматических, страшных моментов его жизни, его
самосознания, в конце марта 1930 года, Булгаков считает одной из
главных черт своих сатирических повестей "глубокий скептицизм в
отношении революционного процесса...". Булгаков, вероятно, наи-
более четко, чем кто-либо из его современников, со всей опреде-
ленностью поставил вопрос о свободе слова, о свободе печати -
как непременном условии свободы творчества. Булгаков, рыцарь
Чести, сделал свой выбор - готовность к любым трудностям, кроме
жертвы свободой художественной мысли.
Верность правде, чувство чести и стойческое выполнение свое-
го писательского долга - все это Мастер пронес через всю свою
жизнь.
Как художник слова, Булгаков прежде всего сатирик, хотя его
палитра всегда многоцветна, глубока, неповторима и многопланова.
Он смелый сатирик. Его главный принцип - "сатира не терпит ог-
лядки".
Булгаков считал своим учителем Салтыкова-Щедрина, его люби-
мейшим писателем был Гоголь, недаром своему сокровенному герою -
Мастеру - он придает портретное сходство с Гоголем.
Сочинять Булгаков начал очень рано в отроческие годы. Нас-
мешливость, художественный артистизм, тяга к театральности, а
впоследствии и пристальный анализ формировали его неповторимый
ственный артистизм, тяга к театральности, а
впоследствии и пристальный анализ формировали его неповторимый
стиль.
Ранняя проза Булгакова заложила булгаковскую тайну - тайну
фантастического, фантасмогорического, тайну двоения и самоотри-
цания, тайну дьявольщины. Это не только дань литературной тради-
ции (в том числе немецких романтиков, особенно Гофмана): соци-
альная и литературная жизнь была столь нелепа, алогична, безоб-
разна, что вполне могла казаться сверхъестественной.
Все лучшее, написанное Булгаковым в 20 годах, - непримиримое
отрицание поверженной и исковерканной действительности, той, что
вошла в его произведения, по которой пронесся бесовский шабаш.
Уже в двадцатые годы Булгаков сознавал, что существует креп-
чайшая тайная связь автора с каждой созданной им страницей. Соз-
дав мысль - образ или целый художественный мир, автор как бы со-
общает им прочность несокрушимой реальности - "рукописи не го-
рят".
Однако при очевидной склонности автора к фантастике, его са-
тира беспощадно реалистична, конкретна, исторически и психологи-
чески достоверна; время, города и люди слиты здесь в картину жи-
вописную и убедительную, недаром есть понятия "Булгаковская
Москва", "Булгаковский Киев".
На высшую ступень сатирической фантастики писатель поднима-
ется в социально-философских повестях "Роковые яйца" и "Собачье
сердце", в которых много общего.
Если сатира констатирует, то сатирическая фантастика предуп-
реждает общество о грядущих опасностях и катаклизмах. Речь идет
о трагическом несоответствии достижений науки - стремлении чело-
века изменить мир - и его противоречивой, несовершенной сущности
, неспособности предвидеть будущее, здесь он воплощает свою
убежденность в предпочтительности нормальной эволюции перед на-
сильственным, революционным методом вторжения в жизнь, об от-
ветственности ученого и страшной, разрушительной силе самодо-
вольного агрессивного невежества. Эти темы вечны и они не утра-
тили своего значения и теперь.
Мысль о том, что голый прогресс, лишенный нравственности,
несет людям гибель, по новому выражается писателем в повести
"Собачье сердце".
Повесть "Собачье сердце" ,по моему мнению, отличается пре-
дельно ясной авторской идеей. Коротко ее можно сформулировать
так: свершившаяся в России революция явилась не результатом ес-
тественного социально-экономического и духовного развития об-
щества, а безответственным и преждевременным экспериментом; по-
сему необходимо страну возвратить, по возможности, в ее прежнее
естественное состояние.
Эта идея реализуется писателем в аллегорической форме пос-
редством превращения незатейливого, добродушного пса в ничтожное
и агрессивное человекообразное существо. При этом в действие
вплетается целый ряд лиц, при столкновении которых выявляются
многие проблемы общего или частного порядка, чрезвычайно интере-
совавшие автора. Но и они чаще всего прочитываются аллегоричес-ки.