Трудно и непросто сложилась судьба А.И. Солженицына. Фронт, тяжелый путь от Орла до Восточной Пруссии, медали за проявленное мужество, а затем арест, восьмилетнее пребывание в тюрьмах зловещего "архипелага ГУЛАГ". В 1970 году Солженицын был удостоен Нобелевской премии по литературе.

Рассказ "Матрёнин двор" Напечатан в 1963 году. Он полностью автобиографичен и достоверен. Жизнь Матрёны Васильевны Захаровой и смерть её воспроизведены как были. Истинное название деревни - Мильцево Купловского района Владимирской области.

По многочисленным деталям (лагерная телогрейка, задержка с возвратом "годков на десять", привычка есть "дважды в день, как на фронте", неприязнь к ночным приходам людей в шинелях) нетрудно догадаться, что рассказчик - человек трудной судьбы, за плечами которого война и лагерь. Не случайно он стремится "затесаться и затеряться в самой нутряной России", обрести покой и тот душевный лад, который утрачен им в его многотрудной жизни и который, по его мнению, сохранился в народной среде. Поэтому он хочет удалиться от железной дороги и радио, чтобы порвать связь с миром цивилизованной лжи. Но несмотря на то, что он во многом разделил судьбу своего народа, его представления о народной жизни весьма далеки от реальности. В благословенном уголке России с возвышенным названием Высокое Поле "не пекли хлеба", "не торговали ничем съестным". Жизнь деревенской, "нутряной России" оказывается разъеденной ложью, жестокостью. И только в избе Матрёны герой ощутил нечто родственное своему сердцу. "Жребий мой был поселиться в этой темноватой избе с тусклым зеркалом". Матрёна оказывается "самим символом нутряной России". И одинокая женщина почувствовала доверие к своему постояльцу. Только ему она рассказывает о своём горьком прошлом, только её открывает он, "что много провёл в тюрьме". Героев роднит и драматизм их судьбы, и многие жизненные принципы. Как и Матрёну, жизнь научила Игнатича "не в еде находить смысл повседневного существования"; как и хозяйка, постоялиц склонен к ограничению. Потому её нехитрый быт становился и его бытом: "Комнату мы не делили". В Матрёне всё просто, всё человечно, а значит - красиво. Солженицын не даёт развёрнутого портрета Матрёны. Ему важно изобразить не столько внешнюю красоту простой русской крестьянки, сколько внутренний свет, струящийся из её глаз. "У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах со своей совестью". Даже после страшной гибели героини её "лицо осталось целёхонькое, спокойное, больше живое, чем мёртвое". Несмотря на все жизненные трудности, она сохранила в себе добрую, отзывчивую душу. Всё её хозяйство - это колченогая кошка, коза, фикусы и мыши. В смысле всего остального: она "не имела", у неё "не было", она ни за чем "не гналась". Матрёна не ощущает своего одиночества, потому что день её заполнен делами, помощью другим, причём бескорыстной. Она "праведница". У неё совсем иная система ценностей, нежели у всех остальных. Она "не гналась за нарядами", "не скопила имущества к смерти". В ней нет жажды накопительства, стяжательства, которой обладают её золовки, соседи, родственники, уже при жизни делящие её скудное имущество. Жизненных неурядиц она словно не замечала, а на обиды не обращала внимания. Матрёна была больна, но "не считалась инвалидом", она лишена пенсии, так как четверть века проработала не на заводе, а в колхозе, зарплаты ей не платили, получала она лишь палочки трудодне". Труд доставляет ей истинное наслаждение, возвращает доброе расположение духа. Бесплатная работа в колхозе, бескорыстная помощь просящему - она всегда безотказна. Окружающие охотно пользуются её добротой, никогда не просят, а просто констатируют факт: "Надо будет помочь колхозу"; "Завтра Матрёна придешь мне пособить". Сами же односельчане не только не помогают Матрёне, но дружно осуждают её именно за то, что помогала людям бесплатно. Необходимая всем и каждому Матрёна остаётся в своей деревни абсолютно одинокой. Глубоко народный характер Матрёны проявляется в её речи. Выразительность, яркую индивидуальность придаёт её языку обилие просторечной, диалектной лексики(приспею, к ужоткому, летость, молонья:) Глубоко народна и манера её речи, то, как она выговаривает свои "доброжелательные слова". "Они начинались каким-то низким тёплым мурчанием, как у бабушек в сказках".

Однако при жизни Матрёны Игнатич не сумел до конца понять её, подчас не замечал её присутствия или был к ней преувеличенно требователен. И только смерть хозяйки заставила рассказчика постичь её духовную сущность, потому так сильно звучит в финале рассказа мотив покаяния.

Солженицын утверждал истинное величие, в основе которого, как писал Л. Толстой, - "простота, добро и правда". В своих поисках "нутряной России" герой не находит "идеального" народа с его патриархально - праведным укладом бытия, но он встречает личность, воплотившую в себе те ценности, которые народ в массе своей утрачивает, но без которых не стоит ни село, ни горд, ни вся земля, - личность праведника. Ведь недаром исходное название рассказа - "Не стоит село без праведника".