Анна Андреевна Ахматова творила в очень сложное время, время катастроф и социальных потрясений, революций и войн. Поэты
в России в такую бурную эпоху забывали, что такое свобода, им часто приходилось выбирать между свободным творчеством и
жизнью. Но, несмотря на все эти обстоятельства, они все так же продолжали творить чудеса: создавались чудесные строки и
строфы.
Так и Анна Ахматова до конца своих дней посвящала себя и всю свою жизнь творчеству, поэзия всегда была для нее делом
жизни. Излюбленная тема стихотворений Анны Ахматовой - тема любви. Героиня ее любовной лирики могла бы сказать о себе
словами Данте: "Любовью я дышу ... " Но любовь у Ахматовой почти никогда не предстает в спокойном пребывании. Это
обязательно кризис: взлет или падение, первая встреча или разрыв, утрата чувства или завершение отношений.
Так стихотворение "Заплаканная осень, как вдова ...", помещенное на страницах книги послеоктябрьских годов "Anna
Domini", рассказывает нам о несчастной, трагично оборвавшейся любви. Первые строки стихотворения переполнены
характерными для лирики Ахматовой темными тонами, что сразу настраивает читателя на трагический финал: "Заплаканная
осень, как вдова В одеждах черных все сердца туманит ..."
Но почему "вдова" становится героиней данного стихотворения? Для ответа на этот вопрос обратимся ко времени написания
стихотворения - 15 сентября 1921 год. 1921 год - именно тот год, когда время очень жестоко обошлось с Ахматовой. В конце
августа этого года по несправедливому обвинению в принадлежности к контрреволюционному заговору был расстрелян Николай
Гумилев. Хотя их жизненные пути к тому времени уже разошлись, уже три года прошло после их развода, но он всегда
оставался в памяти и в сердце Анны Ахматовой дорогим человеком. Поэтому все пережитое вместе с Гумилевым оставалось с
ней на всю жизнь, было важным и дорогим. Ведь ушедший из жизни – не уходит из сердца. Именно поэтому вдовий плач, горе,
страдания и скорбь о безвинно загубленном человеке пронизывает все стихотворение: от самого начала до финальных строк.
В стихотворении присутствует еще один характерный для ахматовской лирики прием – поэтесса не рассказывает о
случившемся прямо, она делает это с помощью говорящих деталей. В данном стихотворении одной из таких деталей является
фигура осени. Вообще осень всегда ассоциируется с чем-то грустным, тоскливым и мрачным. Так и здесь: осень, как вестница
горечи и тоски, сопоставляется с неутешной вдовой, обретает черты, свойственные одновременно и явлению природы, и
человеку. Благодаря этой детали читатель может узнать о душевном состоянии героини, проникнуть в глубь ее переживаний.
Ахматовская муза – это муза памяти. Именно память не дает героине возможности все забыть, начать новую спокойную жизнь:
«… Перебирая мужнины слова, Она рыдать не перестанет …» Память отстраняет давние поступки и пристрастия от забвения,
хранит в сознании все, что выпало героине, постоянно заставляет пересматривать ипереосмыслить переосмыслить пережитое. И так будет
вечно, память всегда будет возвращать ее к прошлому. Но все-таки маленький огонек надежды мерцает в душе героини: «И
будет так, пока тишайший снег Не сжалится над скорбной и усталой …» Об этом свидетельствует употребление Ахматовой
более мягких, светлых тонов, нежели те, что были в начале стихотворения: черное сменяется белым, туманность превращается
в тишину («тишайший снег»). Героиня надеется, что так же, как грязная, мрачная осень сменяется холодной, свежей зимой,
так и ее усталая, измученная душа «остынет», приобретет покой и настанет конец ее мукам и страданиям. Но, как известно,
сердце никогда не забывает, поэтому обе!
рнуться ли ее надежды в реальности – покажет время. Но героиня уверена, что даже за минутку «забвенья были и забвенья
нег», которая приносит ей память о дорогом человеке, она отдала бы жизнь, и что «за это жизнь отдать не мало».
Стихи Анны Андреевны Ахматовой о любви почти всегда пропитаны чувством грусти, но главное, что делает их такими
проникновенными, это сочувствие, сострадание в любви. Когда читаешь эти стихи перед тобой открывается выход из мира
замкнутой, эгоистичной любви, любви-забавы к подлинно великой любви для людей и во имя любви.