Все встречаю, все приемлю,
Рад и счастлив душу вынуть.

Я пришел на эту землю,
Чтоб скорей ее покинуть

С.А.Есенин вошел в литературу как поэт. Отличительная черта его лирики - связь поэзии с традициями русской классики.

Он поднимает в творчестве вечные проблемы: судьба родины, человека. Есенин всегда выступает как философ, мыслитель. Он рисует правдивые картины быта людей, изображает Отечество в переломные исторические моменты. Размышляя о судьбах человека, Родины, Есенин осознает, что они далеки от идеала. Контраст мечты и действительности порождает печальные думы.

Именно они сопровождают тему Родины, прошедшую через все творчество Есенина.

Характер восприятия Родины на протяжении жизни поэта менялся. Вначале Отечество в есененском представлении - это "край родной", где он рос, мужал; позднее понятие Родины расширилось до масштабов Вселенной.

Поэт всей душой предан России:

Если крикнет рать святая:

"Кинь ты Русь, живи в раю!"
Я скажу: "не надо рая,
Дайте родину мою".

Боль, любовь и вера - определяющие мотивы стихотворения " Запели тесаные дороги":

Холодной скорби не измерить,
Ты на туманном берегу.

Но не любить тебя, не верить -
Я научиться не могу.

Есенина волнует судьба патриархальной Руси, он называет себя "последним поэтом деревни". Мысль о будущем неотступно тревожит его. Есенин предчувствует роковые перемены:

…Уже смыла, стерла деготь
Воспрянувшая Русь.

Уж повела крылами
Ее немая крепь!

С иными именами
Встает иная степь.

С уходом патриархальной Руси поэт испытывает духовный кризис. В состоянии опустошения он пишет:

Нет любви ни к деревни, ни к городу…
Брошу все…
Есенин признает умом необходимость преобразований, но сердцем чувствует боль утраты.

Самозабвенность чувства к Родине проявляется в том, что поэт принимает нововведения в жизнь общества, осознав необходимость технического прогресса для блага страны:

Полевая Россия! Довольно
Волочиться Сохой по полям!

Нищету твою обидеть больно
И березам и тополям.

Я не знаю, что будет со мною…
Может, в новую жизнь не гожусь,
Но и все же хочу я стальною
Видеть бедную, нищую Русь.

Есенин воспевает новую "стальную" родину, приветствуя "моторный лай". Но отношение к деревне, к родным просторам осталось прежним. Любовь, восхищение, поклонение - все это Есенин пронес через свою жизнь:

И теперь, когда вот новым светом
И моей коснулась жизнь судьбы,
Все равно я остался поэтом
Золотой бревенчатой избы.

Чувство любви к Родине - движущая сила поэзии Есенина. Им проникнуты философские стихотворения, и поэтические картины природы, и раздумья о судьбах деревни.
"Думы печальные" сопровождают все творчество поэта. Ими отмечены все этапы творческого пути: кризиса, подъема.. .

Поэзия Есенина - поэтический монолог "о времени и о себе".

Этот проникновенный лирик - противоречивая личность. Он нес печать раздвоения. ВЕсенине есть как положительные, так и отрицательные начала. Двойственность личности ощущал и сам поэт:

С каждым днем я становлюсь глухим,
И себе, и жизнь кому велела.

Где-то в поле чистом, у межи,
Оторвал я тень свою от тела.

К этому явлению поэт относился с философской точки зрения:

Жить нужно легче, жить нужно проще,
Все принимая, что есть на свете.

Любовь к окружающему у Есенина начинается с "принятием" себя. Именно это формирует отношение к жизни. Есенин до конца остался верен своему кредо: "Все встречаю, все приемлю". Он принимал жизнь и себя во всей сложности.

В лирике Есенина отражены все противоречия: жажда жизни и уныние, вера и разочарование, воодушевление и отчаяние.

В стихотворении "Моя жизнь" Есенин размышляет о своей жизни:

Будто жизнь на страдания моя обречена;
Горе вместе с тоской заградили мне путь…
Будто с радостью жизнь навсегда разлучена,
От тоски и от ран истомилася грудь.

Будто в жизни мне выпал страданья удел,
Незавидная мне в жизни выпала доля.

Есенин убежден, что жизнь - обман:

Даль туманная радость и счастье сулит,
А дойду - только слышатся вздохи да слезы,
Вдруг наступит гроза, сильней гром загремит
И разрушит волшебные, сладкие грезы.

В этом стихотворении звучит мотив обреченности, фатализма. Но Есенин не становится рабом судьбы. Он жаждет полноты бытия, исполнен решимости изменить свою жизнь. Есенин, чувствуя себя зависимым от судьбы, от предопределения, борется с этим, сам пытается творить жизненный путь. В нем пробуждаются желания мыслить, чувствовать. В связи с этим пессимистические настроения сменяются оптимистическими:

О, верю, верю, счастье есть!

Еще и солнце не погасло.

Заря молитвенником красным
Пророчит благостную весть.

О, верю, верю, счастье есть.

Есенин и далее развивает мысль о том, что жизнь - обман. Он использует этот мотив в названии стихотворения "Жизнь - обман с чарующей тоской". Однако такое восприятие бытия не вызывает в Есенине презрения к жизни, более того он испытывает чувство благодарности:

Но и все ж, теснимый и гонимый,
Я, смотря с улыбкой на зарю,
На земле, мне близкой и любимой,
Эту жизнь за все благодарю.

В поэзии Есенина запечатлены два лика жизни: лживая и чистая. Сам поэт стремится к вольной, пытается зачеркнуть свое прошлое, которое, по его мнению, препятствует светлой жизни.

Поиски гармонии трагичны. Однако, поэт надеется и верит:

Ветры, ветры, о снежные ветры,
Заметите мою прошлую жизнь.

Я хочу быть отроком светлым
Иль цветком с луговой межи.

В стихотворении "Мне грустно на тебя смотреть" Есенин размышляет о неизбежности человеческой смерти, о мелочности, суетности существования, о неумолимом движении времени:

Смешная жизнь, смешной разлад.

Так было, и так будет после.

Как кладбище усеян сад
В берез обглоданные кости.

Вот такие отцвели и мы
И отшумели, как гости сада…
Стихотворение "Звуки печали" - это риторическое обращение:

Звуки печали, скорбные звуки,
Долго ль меня вам томить?
Скоро ли кончатся тяжкие муки,
Скоро ль спокойно мне жить?
Поэт жаждет спокойной жизни, гармонии с самим собой, но прошлое его тяготит, "думы смутного рая" не дают "отрады покоя".