XX век — это век колоссальных общественных противоречий и потрясений. Каждая эпоха нуждается в поэте, который сделал бы “боль времен своею собственною болью”. Таким поэтом своего времени был Владимир Владимирович Маяковский.
В юности Маяковский был связан с футуристами. Впрочем, он пошел дальше собратьев по перу, он сумел раздвинуть рамки своего творчества, чтобы стать на голову выше всех.
Максим Горький был своего рода символом буревестника революции. Александр Блок воспринимался “как трагический поэт эпохи”, услышавший музыку революции. Владимир Маяковский вошел в нашу культуру поэтическим знаменосцем Октября.
Каждый поэт рано или поздно дает оценку своему творчеству. Не исключение тут и Маяковский, который верил, что его поэзия будет нужна народу

Мой стих громаду лет прорвет
и явится весомо, грубо, зримо,
как в наши дни вошел водопровод,
сработанный еще рабами Рима,
— писал поэт в поэме “Во весь голос”.
Вопрос о роли и месте искусства в общественной жизни всегда волновал Маяковского. В стихотворении “Разговор с фининспектором о поэзии” (1926 год) он пишет:
Гражданин фининспектор!
Простите за беспокойство.
Спасибо, не тревожьтесь, я постою.
У меня к вам дело деликатного свойства:
о месте поэта в рабочем строю.
Маяковский был сложной, противоречивой натурой, но он был настолько глубок в своих прозрениях, что рядом с ним в ту пору по силе идеи, выраженной в его стихах, поставить было некого.
Одни поэты, не приняв революции в России, эмигрировали; другие в своем творчестве ушли в узкий, камерный мир. Даже Есенин, певец тончайших оттенков человеческой души, не смог понять всего размаха происходящих событий.
Маяковский пишет о тяжелом труде поэта:
Поэзия - та же добыча радия,
в грамм — добыча, в год — труды:
изводишь единого слова ради
тысячи тонн словесной руды.
Евгений Евтушенко сказал слова, что “поэт в России больше, чем поэт”. Эти слова полностью можно отнести к Маяковскому. Как он хотел был понятым! Какой только травле он ни подвергался! Но поэт всегда оставался верен себе и не менял своих убеждений по конъюнктурным соображениям. Он был убежден, что грядущие поколения поймут его, поймут его произведения. В своей предсмертной поэме “Во весь голос”, которая осталась незавершенной, Маяковский писал:
Я к вам приду в коммунистическое далеко,
не так как песенно-есенинский провитязь.
Мой стих дойдет через хребты веков
и через головы поэтов и правительств.
Сразу после похорон поэта Марина Цветаева писала: “Боюсь, что, несмотря на народные похороны, весь плач по нем Москвы и России, Россия до сих пор не поняла, кто ей был дан в лице Маяковского”.
Поэма Маяковского “Во весь голос” — это его политическая декларация, это рассказ о времени и о себе, обращенный в будущее. Поэма как бы обобщила творческий опыт поэта и его размышления о назначении поэзии. В то время шла острая борьба различных литературных группировок. Представители “чистого искусства” утверждали, что поэзия не должна отражать грубую действительность, Маяковского они назвали “мелкобуржуазным попутчиком”. Другими словами, в поэме нашли отражение идейные и эстетические столкновения тех лет.
Маяковский говорит о том, что поэзия прежде всего должна служить насущным проблемам дня. Он пишет, что мог бы строчить нежные романсы, но он приравнивает свое перо к оружию, потому что сейчас это необходимо, нужно бороться с разной дрянью, и он “себя смирял, становясь на горло собственной песне”.
Страшный трагизм положения Маяковского в мире непонимания привел его к самоубийству (по официальной версии), и 14 апреля 1920 года великого поэта не стало. Не были осуществлены все творческие замыслы, планы поездок и встреч с читателями, но остались стихи Маяковского, осталось завоеванное им право быть первым в рабочем строю.