Сравнительная характеристика элегии В.А. Жуковского “Море”, стихотворений А.С. Пушкина “К морю” и Ф.И. Тютчева “Как хорошо ты, о море ночное...”
Перед учителем, обдумывающим пути анализа художественного произведения на уроке, всегда встаёт проблема выбора самого оптимального варианта, который позволил бы углубить знания учащихся, развить определённые навыки, наконец, сделать урок насыщенным и интересным.

Этим условиям, на наш взгляд, отвечает приём сопоставления.

Обратимся к нему на уроке в 10-м классе при изучении творчества Ф.И. Тютчева и сравним три близких по тематике стихотворения: элегию В.А. Жуковского “Море”, “К морю” А.С. Пушкина и “Как хорошо ты, о море ночное...” Ф.И. Тютчева.

Цель урока: углубить понятие об индивидуальности стиля, традициях и новаторстве в поэзии, подчеркнуть многогранность романтизма как литературного направления, показать разнообразие проблематики тематически близких лирических произведений.

Элегия Жуковского и стихотворение Пушкина уже знакомы десятиклассникам и будут рассмотрены на новом качественном уровне. Об особенностях поэзии Тютчева школьники также имеют представление, и потому сравнение позволит глубже осмыслить уже известное, уделить внимание деталям, творчески подойти к поставленной цели.

Предлагаем учащимся следующие вопросы для осмысления:

1. Сравните между собой элегию Жуковского “Море”, стихотворения Пушкина “К морю” и Тютчева “Как хорошо ты, о море ночное...”. Найдите общее и различное в произведениях.

2. Какие краски, звуки создают образ моря в каждом из стихотворений? Какими художественно-изобразительными средствами при этом пользуются поэты?

3. Какую роль выполняет пейзаж в каждом из стихотворений? Как это связано с мировоззрением поэтов?

4. Определите проблематику предложенных произведений.

Тема “Человек и природа” всегда была глубоко органична для отечественной поэзии. Она неизменно ставила рядом с человеком всё многообразие природы и открывала ему глаза на “трепет жизни”, на мудрую целесообразность, величие и гармонию, красоту родной земли. Природа всегда оставалась для творца источником прекрасного и вдохновляющего. Часто одно и то же природное явление привлекало разных поэтов в разное время.

Высокое чувство природы тонко передаётся русской поэзией. Причём образ природы никогда не бывает замкнут только в пейзажные рамки, это всегда нечто большее. М.Эпштейн писал, что “анализ пейзажных мотивов помогает понять не только национальное своеобразие русской поэзии, но и её историческое движение, так как эти мотивы стоят вне истории. Перемены становятся очевидными на фоне чего-то неизменного”1.

Образы природы, которая остаётся равной себе на протяжении столетий, позволяют проследить движение самой художественной образности, не смешивая его с движением изображаемой действительности. Особенность того или иного видения мира легче почувствовать, если предметом этого видения будет что-то стабильное, одинаковое для всех поэтов. В нашем случае это море, которое было привлекательным не только для русских поэтое было привлекательным не только для русских поэтов.

Элегия В.А. Жуковского “Море” – одна из лучших и известных элегий поэта. Она написана четырёхстопным амфибрахием и белым стихом, которые позволили Жуковскому имитировать безмолвие моря, движение волн, колыхание морской поверхности. Море – новый для поэта образ. Жуковский изображает его в спокойном состоянии, в бурю, после неё.

Все три картины великолепны. В спокойной морской глади отражаются и чистая лазурь неба, и облака золотые, и блеск звёзд. В бурю море бьётся, вздымает волны, шум которых замечательно передан Жуковским при помощи аллитераций:

Ты бьёшься, ты воешь, ты волны подъемлешь,
Ты рвёшь, ты терзаешь враждебную мглу...

Создаётся полная иллюзия шипения кипящих, клокочущих волн. Трёхсложные стопы в приведённых строках разделены паузами, передающими мерные удары волн.

Но как бы ни было прекрасно море, не только его красота занимает мысли поэта. Он представляет морскую стихию живым, всё чувствующим, мыслящим существом. Этим объясняется обилие метафор, метафорических сравнений, олицетворений. Поэт обращается к морю с вопросами, словно к человеку: “Что движет твоё необъятное лоно? Чем дышит твоя напряжённая грудь?” Море остаётся загадкой для него. Раздумья приводят его к мысли о сходстве жизни земной и жизни морской стихии. Море из “земныя неволи” тянется к небу, чтобы обрести желанную свободу. Только там, в вышине, всё прекрасно и вечно. Состояние двух бездн – морской и небесной – волнует поэта: “Море у Жуковского оказалось живописным символом человеческой жизни. Традиционный аллегорический образ жизненного моря превратился в романтической системе поэта в символический. Тайна моря – это его постоянное влечение к светлому небу, внутренняя независимость от него, его отражение, яростный протест против враждебной мглы, скрывающей небесную чистую благодать, постоянный трепет, как бы боязнь утраты”2.

Всё в этой элегии было новым: художественный образ, философское звучание, отнюдь не элегическое настроение. Сохранился лишь привычный для Жуковского образ неба, всегда знаменовавший собой бесконечность в его произведениях.

В эту бесконечность он пристально вглядывался и замечал всё: движение световых потоков, переливы красок, поведение солнца и луны. В “Море” появляются две бесконечности – небесная и морская. Для определения одной из них поэт пользуется словом, которое потом станет любимым у Тютчева, – “бездна”.

По мнению Г.Н. Поспелова, жизнь моря в элегии Жуковского “осмысливается в свете религиозного идеала, стремления к потустороннему”3. Это стремление связано с развитием личностного сознания, всеобщей неудовлетворённостью окружающим миром.

Два года спустя было написано пушкинское “К морю”. История создания этого стихотворения хорошо известна, но вспомнить её на уроке стоит, так как это напрямую связано с его проблематикой. В изображении моря Пушкин следует романтической традиции: море у него – свободная, неукротимая стихия. Для опального поэта оно – символ свободы, и это лишний раз подтверждает упоминание о Байроне и Наполеоне, чьи имена для дворянской интеллигенции того времени связывались со свободой.