В русской литературе существует ряд имен, без которых мы не можем представить себе существование всей
национальной культуры. Эти имена известны каждому, потому что, когда мы слышим их, у нас возникают четкие
ассоциации с произведениями, вошедшими в сокровищницу мировой литературы, со временем, в которое творили эти
великие люди. Одно из таких великих имен — Иван Сергеевич Тургенев.
Его произведения нельзя спутать ни с чьими другими, в них — индивидуальность автора, его характер,
мировоззрение, чувства и переживания. Писатель как бы доносит до нас события, новые течения в современной ему
жизни, пропуская их через призму собственных ощущений, взглядов на различные проблемы. В истинных шедеврах
Тургенева с большой психологической достоверностью раскрываются характеры героев. Писатель пытается
объяснить их поступки и мысли. Герои существуют неотрывно от окружающего мира, они тесно связаны с ним,
подвергаются его влиянию, проникаются новомодными идеями, а иногда и отвергают их после долгих поисков и ошибок.
Роман "Отцы и дети" (1862 г.) появился после разрыва автора с журналом "Современник" в "Русском вестнике".
Роман был опубликован в момент крайнего обострения общественной борьбы. В Петербурге вспыхнули студенческие
волнения, и начались массовые аресты. В городе начались пожары. Появление романа вызвало бурю. Многие
встретили роман враждебно. На Тургенева обрушились все — и из лагеря "детей", и из лагеря "отцов". Тургенев писал
Полине Виардо: "Я попытался представить конфликт двух поколений".
В романе показан новый тип передового деятеля-разночинца — демократа Базарова, "человека дела, а не фразы".
Базаров — человек из иного мира, из иной среды, чем сам писатель. Тургенев заметил появление новых людей,
называющих себя нигилистами. Писатель рассматривает это явление в разных аспектах. Казалось бы, и Базаров, и
Аркадий Кирсанов, и Ситников принадлежат к одному разряду людей, придерживающихся определенных принципов. Они
называют себя нигилистами. Но если вчитаться внимательнее, то становится понятным, что ни Аркадий, ни Ситников не
имеют своих убеждений, это временное увлечение модным течением, но не более того. Тургенев показал своего героя
одиночкой, который понимает, что их "нигилизм" — это жалкое подражание сильной личности. Тургенева не
удовлетворяли ни "отцы", ни "дети". Он не смог полюбить Базарова, но признал его силу и отдал ему дань уважения.
Тургенев не сочувствует ни одному из своих действующих лиц. Представители прошлого ("отцы") изображены с
беспощадной верностью. Они хорошие люди, но об этих хороших людях не пожалеет Россия. Базаров, человек сильный
по уму и характеру, составляет центр романа. Он представитель нового молодого поколения, в его личности
сгруппированы те черты, которые были присущи революционерам-демократам. Он практик, идеалов и авторитетов для
него не существует, потому что он не встречает себе равных и на все имеет свои собственные уществует, потому что он не встречает себе равных и на все имеет свои собственные убеждения. "Я ничьих
мнений не поддерживаю, я имею свои", — полупрезрительно заявляет Базаров. По своим умственным запросам
Базаров выше окружающей его среды. Увлечение науками, стремление докопаться до сути, широкий кругозор,
критическое отношение к действительности и чувство собственного достоинства — вот характерные черты Евгения
Базарова. Критик Писарев поставил Базарова в один ряд с героем романа Чернышевского — Рахметовым. Базаров —
нигилист, но дальше этого он не пошел. Он считал, что на этом его функция кончена. Он говорит: "Сначала нужно место
расчистить, а строить будут другие". Взгляды Базарова, высказанные в спорах с Павлом Петровичем Кирсановым,
близки взглядам вождей революционной демократии, но он намного расходится с ними. Писарев писал о том, что
"базаровщина — это болезнь того времени, и ее надо выстрадать". Базаров, одержимый этой болезнью, отличается
замечательным умом и вследствие этого производит сильное впечатление на окружающих его людей. "У Печориных
есть воля без знания, у Рудиных — знания без воли, у Базаровых есть и знания, и воля, мысль и дела сливаются в одно
целое", — писал Писарев. По мнению Тургенева, Базаров рано пришел в жизнь, он бы мог сделать многое, но "умирает,
не сделав ничего". Есть в нем и отрицательные черты, в этом сказалась классовая ограниченность самого Тургенева.
Базаров сплошь и рядом отрицает вещи, которых не знает и не понимает. Поэзия, по его мнению, — ерунда, читать
Пушкина — потерянное время, заниматься музыкой — смешно, наслаждаться природой — нелепо. Любовь для Евгения
— это всего лишь физиологическая потребность. Жизнь вносит корректировку в его взгляды на любовь. Базаров
глубоко страдает после отказа Одинцовой, но от этого не становится мельче. Способность человека глубоко любить
Тургенев считал мерилом его ценности как личности. Тургенев многих своих героев подвергал испытанию любовью.
Базаров вступает в сферу утонченных переживаний, которых он раньше не принимал. От уверенности его не остается и
следа. Страсть целиком захватывает героя, но он находит в себе силы порвать с эгоистичной женщиной, несмотря на
трагичность этого разрыва. Отвергнутый, он все-таки одержал нравственную победу. После кончины Добролюбова
Тургенев сказал: "Жаль погибшей, напрасно потраченной силы". То же самое он сказал и о Базарове. В прощальных
словах умирающего Базарова заключен главный смысл его жизненного финала: "Я нужен России?.. Нет, видно, не
нужен..." Истоки страданий Базарова — преждевременность появления, отсутствие союзников, мучительное
одиночество. Тургенев писал своему другу: "Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, сильная, злобная, но
честная. И все-таки обреченная на гибель, потому что она стоит в преддверии будущего..." Подобная трактовка вполне
объясняет торжественный аккорд,завершающий историю "нового человека".