Человек с его мыслями, чувствами, желаниями и стремлениями во все времена был в центре внимания художников слова. Писатели разных эпох пытались проникнуть в самые глубокие тайники человеческой души, найти скрытые причины многих человеческих поступков. Подлинных вершин в изображении внутреннего мира человека достигли русские писатели-реалисты Толстой, Достоевский, Тургенев и другие, которые открыли в человеке новые измерения, заглянув в его самые сокровенные переживания. Именно благодаря неослабевающему интересу к внутреннему миру человека романы этих писателей справедливо называют психологическими, да и сами художники, в особенности Ф. М. Достоевский, нередко называли себя психологами.
Первым психологическим романом в русской литературе заслуженно считается “Герой нашего времени” М. Ю. Лермонтова. Именно в этом романе с небывалой доселе глубиной отразился внутренний мир человека, его сложные и противоречивые отношения с самим собой и окружающими. Подлинно художественное произведение не теряет своей остроты и актуальности веками, а сегодня, через полтора века после того, как Лермонтов написал свой роман, мы вновь и вновь обращаемся к его страницам, чтобы ответить на те непростые вопросы, которые задает нам наше время. Хотя события “Героя нашего времени” развиваются в далеком прошлом, образ Печорина близок и понятен современному человеку, стремящемуся к счастью и свободе точно так же, как герой Лермонтова.
Впервые мы узнаем Печорина из рассказа Максима Максимыча, человека простого и бесхитростного. Для старого офицера поступки героя остаются загадкой, Максим Максимыч не может дать им объяснения: “Славный был малый, смею вас уверить; только немного странен”, — так характеризует он Печорина. Действительно, из рассказа Максима Максимыча истинные мотивы поведения Печорина в истории с Бэлой определить сложно, герой пока предстает изображенным с внешней точки зрения, и поэтому у читателя тотчас появляется вопрос: что за человек Печорин? Этот вопрос будет держать нас в напряжении вплоть до самых последних страниц романа.
Вряд ли можно составить верное впечатление о человеке по чужим, пусть даже самым точным и подробным рассказам. Чтобы соприкоснуться с внутренним миром человека, нужно выслушать его самого, его исповедь о самом себе. “Странности” Печорина предстают перед нами в ином свете, когда мы слышим его большой монолог, обращенный к Максиму Максимычу. “У меня несчастный характер: воспитание ли сделало меня таким, бог ли так меня создал, не знаю: знаю только то, что если я причиняю несчастья другим, то и сам не менее несчастлив. Глупец я или злодей, не знаю, но то верно, что я также очень достоин сожаления”, — вот что говорит о себе Печорин, и из его слов становится ясно, что это человек, постоянно ищущий свое место в мире, свое призвание и предназначение, напряженно обдумывающий самый сложный вопрос — вопрос о смысле человеческой жизни. Найдет ли Печорин ответ, мы пока не знаем, и в его поисках нам еще предстоит пройти вместе с героем долгий путь.
Максим Максимыч узнал героя достаточно близко, а вот рассказчик, путешествующий офицер, видит его впервые. Только мы услышали печоринскую исповедь в “Бэле”, только успели составить представление о внутреннем мире героя, как перед нами появляется совсем иной Печорин, холодный и надменный, презрительно отталкивающий старого товарища и уезжающий в неизвестность. В конце повести “Максим Максимыч” вопрос о том, кто такой Печорин, еще больше волнует читателя, и, когда живой Печорин в первый и последний раз промелькнул перед нашими глазами, мы еще больше хотим увидеть этого человека изнутри. В изображении героя Лермонтов мастерски использует прием смены точек зрения, нагнетая интерес читателя к его личности, предлагая одну загадку за другой. И вот, увидев Печорина глазами Максима Максимыча и рассказчика, мы наконец отправляемся в путешествие в глубины печоринской души, видим Печорина таким, каков он на самом деле.
Первое, что бросается в глаза при чтении заметок Печорина, — это предельная честность героя в размышлениях наедине с самим собой. Свой “Журнал” Печорин пишет только для себя, не стремясь каким-то образом приукрасить истинное положение дел или скрыть от чужого глаза самое сокровенное. Лишь волей случая эти записки, “сердечные тайны”, попадают в руки рассказчика, который сразу же уходит в тень и передает слово своему герою, обладающему не меньшим писательским талантом. Рассказывая о событиях своей жизни, Печорин мастерскииспользует такие жанры, как путевые заметки (“Тамань”), короткую авантюрную новеллу (“Фаталист”) и дневник (“Княжна Мери”). Именно в последнем жанре ему удается наиболее полно раскрыть перед читателем свою душу. Записки Печорина о каждодневных событиях перемежаются обширными философскими рассуждениями, и острый, увлекательный сюжет “Княжны Мери” не остается чем-то внешним. Вообще, склонность к философствованию, к рефлексии — важнейшая черта внутреннего мира Печорина, поэтому в его записках такое значимое место занимают внутренние монологи. Попробуем обозначить их основные проблемы.
На протяжении всего романа Печорин решает проблему собственной судьбы, собственного предназначения. Он чувствует, что в его жизни участвуют какие-то необъяснимые силы, что все происходящее с ним имеет какой-то важный смысл. “Явно судьба заботится о том, чтоб мне не было скучно”, — восклицает Печорин, предвкушая интересные повороты в истории с Мери и Грушницким. Однако Печорин задумывается и о том, как часто ему приходилось играть роль топора в руках судьбы, о том, что списать ответственность за собственные поступки на волю предопределения гораздо проще, чем принять эту ответственность на себя. Если покорно следовать за судьбой, зачем тогда человеку свобода воли? Полагайся Печорин целиком и полностью на волю судьбы, он с легкостью принял бы предложение жениться на Мери и тем самым избежать наказания за убийство Грушницкого.
Печоринская рефлексия достигает предельной напряженности в ночь перед дуэлью. Понимая, что лишь один шаг отделяет егоот возможной смерти, Герой не боится признаться себе, что его жизнь прошла зря: “Пробегаю в памяти все прошедшее и спрашиваю себя невольно: зачем я жил? Для какой цели я родился?.