Комедия А. С. Грибоедова принесла своему создателю огромную славу. Запрещенная цензурой, она переписывалась тайком и передавалась из дома в дом. Произведения такого рода еще не появлялись в русской литературе, поэтому эта комедия была своеобразным “лучом света”, озарившим мир читателя.
Чем же так поразила современников эта комедия?
В ней четко прослеживаются традиции классицизма, но в то же время автор как бы подшучивает над этими строгими канонами, чувствуется легкая ирония. Комедия написана в стихах, что очень характерно для произведений классицизма (вспомним творчество М. В. Ломоносова), но уже здесь есть отличие в использовании стихотворного размера: комедия Грибоедова написана разностопным ямбом. Также выполнено главное правило классицизма - единство места, времени и действия. Действие комедии происходит в Москве, в доме Фамусова, а время действия - один день. Мы можем говорить и о единстве действия: сюжет комедии построен на основе одного конфликта, участниками которого являются Чацкий и фамусовское общество. Но есть основание говорить еще об одном конфликте: любовной драме Чацкого и разочаровании Софьи в Молчалине, но в этом уже заключается новаторство Грибоедова," потому что обе эти личные драмы тесно вплетены в основной конфликт комедии.
А. С. Грибоедов в комедии продолжает традиции Д. Фонвизина- он использует “говорящие” фамилии. Полковник Скалозуб; тихий, скромный, всем угождающий Молчалин; Тугоуховские, глухие к чужому горю; Репетилов, человек, который не живет, а лишь репетирует свою жизнь, -. вот несколько примеров таких героев.
Сюжет комедии также напоминает типичные классицистические произведения. Странствующий герой, возвращающийся в дом, где он рос; юношеская любовь, сохранившаяся после трех лет разлуки; служанка, которой Софья доверяет свои сердечные тайны; строгий отец Софьи, девушки на выданье, который обеспокоен поисками достойного жениха (“Что за комиссия, создатель, быть взрослой дочери отцом!”), и, наконец, любовный треугольник, в котором на самом деле задействованы шесть человек: Софья, Молчалин, Чацкий, Фамусов, Лиза и Петруша, — все это довольно распространенные элементы сюжета для классического произведения.
С другой стороны, Грибоедов привносит много нового, создавая произведения смешанного стиля. Он вводит в комедию романтического героя, “исключительного человека в исключительных обстоятельствах” (это характерно для романтизма). Несомненно, Чацкий - глубокая и сильная натура, и изображен он в нетипичных обстоятельствах, ведь, приехав из-за границы, где он пробыл три года, явившись в дом Фамусова к любимой девушке, он попал, как “кур в ощип”. Он вслух размышляет о том, чем он недоволен в России, и этим навлекает на себя беду.
Вместе с тем в комедии прослеживаются реалистические тенденции. Проявляется это прежде всего в том, что “Горе от ума” - произведение, показывающее типичных героев в типичных ситуациях. Персонажи комедии - московское общество, в центре которого находится Фамусов. Вся эта разноликая толпа: Хрюмины, Тугоуховские, Хлестова, Фамусов - типичные па: Хрюмины, Тугоуховские, Хлестова, Фамусов - типичные представители дворянского общества того времени. Пустые разговоры, сплетни, готовность услужить, откровенное стремление к наживе и быстрому продвижению по службе, неуважение к людям небогатым и незнатным - так можно вкратце описать это общество, которое не принимал Чацкий и в котором не может находиться. “Служить бы рад, прислуживаться тошно”, - вот его ответ Фамусову на предложение пойти послужить.
Противостояние Чацкого, образованного, передового человека, и патриархального, не принимающего ничего нового московского общества — вот конфликт произведения, который лишь усугубляется любовной драмой. Горечь и досада оттого, что Софья выбрала другого, менее достойного для роли жениха - Молчалива, озлобляют Чацкого и настраивают против всего фамусовского общества. В своеобразии конфликта и заключается новаторство Грибоедова.
Чацкий открывает галерею “лишних” людей в русской литературе: Онегин, Печорин, Базаров. Все они стоят как бы вне общества, не могут найти применения своим силам, переживают любовную драму и противостоят не понимающему их обществу. В Чацком, конечно, все качества “лишних” людей выражены слабее, это и понятно, ведь Грибоедов первым поднял эту проблему, а его преемники развивали и дополняли образ “лишнего” человека согласно времени и эпохе.
Еще одно новшество А. С. Грибоедова, позволившее ему расширить временные рамки произведения и указать характерные черты целой эпохи, затронуть даже правление Екатерины II, - это внесценические персонажи.
Наиболее примечательным из них является Максим Петрович, екатери нинский вельможа, умевший всем угодить и сгладить любую ситуацию.
Удивительно гармоничное сочетание традиций классицизма и основ реализма позволило Грибоедову создать поистине настоящий шедевр литературы, заложить основы нового жанра. Традиции “Горя от ума” мы можем видеть и в “Евгении Онегине”, романе, который был назван Белинским “энциклопедией русской жизни”, хотя это определение, на мой взгляд, можно с полным правом отнести и к комедии Грибоедова.