Пьеса AM Горького «На дне» была написана в переломный момент для России Горький в своем произведении вводит в русскую литературу новый тип героя - настоящего босяка, люмпена Но новый литературный образ у Горького интерпретируется по-новому, хоть тема людей с самого дна жизни и не нова в литературе Сам Горький отмечал, что пьеса явилась итогом его многолетних наблюдений над миром «бывших людей»
Итак, в пьесе Горького зрители впервые увидели незнакомый им прежде мир отверженных Такой суровой, беспощадной правды о жизни социальных низов, об их беспросветной участи мировая драматургия еще не знала Под сводами костылевской ночлежки оказались люди самого различного характера и социального положения Каждый из них наделен своими индивидуальными чертами Здесь и рабочий Клещ, мечтающий о честном труде, и Пепел, жаждущий правильной жизни, и Актер, весь поглощенный воспоминаниями о своей былой славе, Настя, страстно рвущаяся к настоящей, большой любви Все эти люди, конечно, достойны лучшей участи Тем трагичнее их положение И тем страшнее тот факт, что перед нами изображение реальной жизни, современной автору, воспроизведшего истину трагедийного положения людей с самого дна
При первом знакомстве с обитателями ночлежки мы видим, что перед нами люди глубоко страдающие и одинокие Попав на самое дно жизни после многих лишений, они стали безжалостны к себе и другим Каждый герой замкнут на своем горе и ведет о нем нескончаемый рассказ, не слушая никого и не желая быть услышанным Ответ на жалобы - смех, издевательства Например, Барона, живущего за счет Насти, лишь забавляют ее слезы и фантазии Клещ презирает всех, он, «рабочий человек», вырвется из ночлежки, он не таков, как остальные обитатели И только после смерти Анны, продав все свои инструменты, потеряв всякую надежду, он понимает и принимает их как товарищей по несчастью Сатин лишь в начале этого пути Кто знает, какая судьба ждала его, не появись в ночлежке Лука Недаром Сатин позже скажет, что Лука подействовал на него, как кислота на потускневшую монету
Однако сам Сатин понимает, что назначение сильного - не утешать страдающих, а искоренять страдание, зло Это - одно из самых твердых убеждений Горького Именно поэтому философию оправдания спасительной лжи старца луки Горький решительно отвергает Автор подчеркивает, что ложь Луки играет реакционную роль Вместо того, чтобы звать на борьбу против неправедной жизни, он примиряет угнетенных и обездоленных с угнетателями и тиранами Эта ложь, по мнению автора пьесы, есть не что иное, как выражение слабости, исторического бессилия Сама композиция пьесы, ее внутреннее движение, разоблачает философию Луки Последуем за мыслью автора В начале пьесы мы видим, как каждый из героев одержим своей мечтой Каждый герой пьесы ищет опору в уходе от жестокой реальности Наташа, Васька Пепел мечтают о будущем Анна надеется на успокоение после смерти Актер «грезит» о прошлом, с каждым разом расцвечивая его все более яркими красками Настя, у которой нет ни прошлого, ни будущего, уходит от настоящего в воображаемый мир «чистой любви»
Появление Луки с его философией утешения и примирения укрепляет обитателей ночлежки в правоте их неясных и призрачных увлечений и дум Но вместо мира и тишины в костылевской ночлежке назревают острые драматические события, которые достигают своей кульминации в сцене убийства старика Костылева Сама действительность, сама суровая правда жизни опровергает утешительную ложь Луки В свете происходящего на сцене благостные разглагольствования Луки кажутся автору фальшивыми Горький прибегает к необычному композиционному приему он задолго до финала, в третьем акте, убирает одного из главных героев пьесы Лука тихонько исчезает и в последнем, четвертом акте уже не появляется
Лука попытался перенести их мечты в реальный мир, и они потерпели крах одна за другой Ведь эти мечты не облегчают реальности, а лишь в малой степени заменяют ее Всем им остается лишь беспробудное пьянство, ибо пробуждение страшно Лишь сильный человек, утверждает Горький, способен смотреть в лицо реальности Но без цели в жизни, без уверенности в своих возможностях изменить мир любой не способен противостоять невзгодам И мы видим людей, сильных духом, но не знающих долга перед собой и окружающими Бубнов, которому многое дано, уже утратил себя Барон издевается над всеми и быстро теряет человеческие черты
Философию Луки отвергает противопоставленный ему Сатин, именно он говорит о том, что ложь - это религия рабов и хозяев Пламенный монолог Сатина о человеке звучит несколько неестественно в атмосфере непроглядной тьмы, особенно после того, как ушел Лука, повесился Актер, посажен в тюрьму Васька Пепел Из высокопарных слов Сатина не следует, что он является исключительно положительным героем, и все же главное достоинство его в том, что он умен и дальше всех остальных видит подлинную правду И несмотря на то, что герой этот сам не пригоден к настоящему делу, свои мысли автор вкладывает именно в уста Сатина, самого свободолюбивого и справедлит от настоящего в воображаемый мир «чистой любви»
Появление Луки с его философией утешения и примирения укрепляет обитателей ночлежки в правоте их неясных и призрачных увлечений и дум Но вместо мира и тишины в костылевской ночлежке назревают острые драматические события, которые достигают своей кульминации в сцене убийства старика Костылева Сама действительность, сама суровая правда жизни опровергает утешительную ложь Луки В свете происходящего на сцене благостные разглагольствования Луки кажутся автору фальшивыми Горький прибегает к необычному композиционному приему он задолго до финала, в третьем акте, убирает одного из главных героев пьесы Лука тихонько исчезает и в последнем, четвертом акте уже не появляется
Лука попытался перенести их мечты в реальный мир, и они потерпели крах одна за другой Ведь эти мечты не облегчают реальности, а лишь в малой степени заменяют ее Всем им остается лишь беспробудное пьянство, ибо пробуждение страшно Лишь сильный человек, утверждает Горький, способен смотреть в лицо реальности Но без цели в жизни, без уверенности в своих возможностях изменить мир любой не способен противостоять невзгодам И мы видим людей, сильных духом, но не знающих долга перед собой и окружающими Бубнов, которому многое дано, уже утратил себя Барон издевается над всеми и быстро теряет человеческие черты
Философию Луки отвергает противопоставленный ему Сатин, именно он говорит о том, что ложь - это религия рабов и хозяев Пламенный монолог Сатина о человеке звучит несколько неестественно в атмосфере непроглядной тьмы, особенно после того, как ушел Лука, повесился Актер, посажен в тюрьму Васька Пепел Из высокопарных слов Сатина не следует, что он является исключительно положительным героем, и все же главное достоинство его в том, что он умен и дальше всех остальных видит подлинную правду И несмотря на то, что герой этот сам не пригоден к настоящему делу, свои мысли автор вкладывает именно в уста Сатина, самого свободолюбивого и справедливого персонажа