Сентиментализм – одно из самых значительных литературных направлений хvъъ веке в России, ярчайшим представителем
которого стал Н.М. Карамзин. Писатели – сентименталисты проявляли интерес к изображению обыкновенных людей и
обыкновенных человеческих чувств. В отличие от классицистов, разуму они предпочитали чувство, отвлеченным гражданским
доблестям – глубину простого человеческого сердца, тайны души.
Русские повести, главным содержанием которых являлся рассказ автора о чем-либо, а величайшей ценностью –
чувствительность, появилась и до Карамзина, но именно «Бедной Лизе» предстояло стать лучшим произведением
сентиментализма, а ее героям и идеям прочно выйти не только в литературу, но и в саму культуру и быт людей.
По выражению самого Карамзина, повесть «Бедная Лиза» - «сказка весьма не замысловатая». Сюжет повести прост. Это
история любви бедной крестьянской девушки Лизы и богатого молодого дворянина Эраста. Эраст – светский молодой человек «
с изрядным разумом и добрым сердцем, добрым от природы, но слабым и ведренным». Общественная жизнь и светские
удовольствия ему надоели. Он постоянно скучал и «жаловался на судьбу свою». Эраст «читывал романы идиллии» и мечтал о
том счастливом времени, когда люди, не обремененные условностями и правилами цивилизациями, жили беспечно на лоне
природы. Думая только о своем удовольствии, он «искал его в забавах».
С появлением в его жизни любви все меняется. Влюбляется Эраст в чистую «дочь природы» - крестьянку Лизу. Целомудренная,
наивная, радостно доверчивая к людям, Лиза представляется прекрасной пастушкой. Начитавшись романов, в которых «все люди
беспечно гуляли по лучам, купались в чистых родниках, целовались, как горлицы, отдыхали под розами и миртами», он решил,
что «нашел в Лизе то, что сердце его давно искало».
Лиза, хотя и «дочь богатого поселянина», всего лишь крестьянка, которая вынуждена сама зарабатывать себе на жизнь; «…
не щадя своей нежной молодости, не щадя редкой красоты своей, трудилась день и ночь – ткала холсты, вязала чулки, весною
рвала цветы, а летом брала ягоды и продавала их в Москве».
Чувственность – высшая ценность сентиментализма - толкает героев в объятья друг к другу, дает им миг счастья. Картина
чистый первый влюбленности нарисована в повести очень трогательно. «Теперь думаю, - говорит Лиза Эрасту, - что без тебя
жизнь не жизнь, а грусть и скука. Без глаз твоих темен светлый месяц; без твоего голоса скучен соловей поющий…»
Эраст тоже восхищается своей « пастушкой». «Все блестящие забавы большого света представлялись ему ничтожными в
сравнении с теми удовольствиями, которыми страстная дружба невинной души питала сердце его». Но когда Лиза отдается ему,
пресыщенный молодой человек начинает охладевать в своих чувствах к ней.
Напрасно Лиза надеется вернуть утраченное счастье. Эраст отправляется в военный поход, проигрывает в карты все свое
состояние и в конце концов женится на богатой вдове.
А обманутая в лучших надеждах и чувствахЛиза забывает душу свою» - бросается в пруд около Симонова монастыря. Эраст
тоже наказан за свое решение оставить Лизу: он будет вечно корить себя за ее смерть. «Он не мог утешиться и почитал себя
убийцею». Их встреча, «примирение» возможна лишь на небесах.
Повестью «Богатая Лиза», по существу, открывается в русской литературе тема «маленького человека», хотя социальный
аспект в отношении Лизы и Эраста несколько приглушен. Конечно, пропасть между богатым дворянином и бедной поселянкой
очень велика, но Лиза в повести меньше всего похожа на крестьянку, скорее на милую светскую барышню, воспитанную на
сентиментальных романов.
Тема «Бедной Лизы» появляется во многих произведения А.С. Пушкина. Когда он писал «Барышню - крестьянку» то совершенно
определенно ориентировался на « Бедную Лизу», превратив «печальную быль» в «роман» со счастливым концом.
В «Станционном смотрителе» Дуню соблазняет и увозит гусар, и ее отец, не выдержав горя, спивается и умирает.
В « Пиковой даме» просматривается дальнейшая жизнь карамзинской Лизы, судьба, которая ожидала бы Лизу, если бы она не
покончила жизнь самоубийством.
Лиза живет и в романе «Воскресенье» Л.Т. Толстого. Соблазненная Нехлюдовым Катюша Маслова решает броситься под поезд.
Хотя она остается жит, но жизнь ее полна грязи и унижений.
Образ героини Карамзина Существовал и в произведениях других писателей. Именно в этой повести зарождается признанный во
всем мире утонченный психологизм русской художественной прозы.