Основная тема поэмы «Мертвые души» — тема настояще¬го и будущего России. Беспощадно ругая порядок, который существовал в стране, Гоголь был уверен В том, что Россия будет процветающей страной, что настанут времена, когда Россия станет идеалом для других стран. Эта убежденность возникала из ощущения огромной творческой энергии, кото¬рая таилась в недрах народа. Образ родины в поэме выступает в качестве олицетворения всего великого, на что способен русский народ. Возвышающийся над всеми картинами и об¬разами, нарисованными в поэме, образ России овеян горячей любовью автора, посвятившего свой творческий труд родной стране.
В своей поэме Гоголь обличает тех, кто мешал развитию творческих сил нации, народа, беспощадно развенчивает «хо¬зяев жизни» — дворян. Люди, подобные Манилову, Собакевичу, Плюшкину, Чичикову, не могут быть создателями ду¬ховных ценностей. Гоголь назвал их «мертвыми душами», потому что они тормозят движение России вперед, они своим паразитическим существованием омертвляют все, что есть лучшего в России, в том числе душат и давят русский народ.
Гоголь ясно ощущал," какие необъятные живые силы кро¬ются в недрах страны, в недрах русского народа. Ничтожным людям писатель противопоставляет образ великой Руси, об¬ладающей богатырской мощью. Здесь раскрывается главная идея произведения, которая заключается. В отрицании соци¬ального порабощения, общественного застоя во имя про¬гресса.
Воплощением могучего взлета жизненной энергии, уст¬ремленности в будущее является изумительный образ России, подобно птице-тройке мчащейся в необъятную даль. «Не так ли и ты, Русь, что бойкая и необгонимая тройка, несешься? Дымом дымится под тобою дорога, гремят мосты, все отстает и остается позади... летит мимо все, что ни есть на земле, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства». Лирические высказывания автора насыщены высокой патетикой.
Не случайно за¬стою поместных хозяев писатель противопоставляет стреми¬тельное движение России вперед. В этом выражается его вера в будущее страны и народа. Лирические размышления писа¬теля о живом характере трудолюбивой русской нации при¬надлежат к числу наиболее проникновенных страниц, согре¬тых неугасимым пламенем патриотизма. Гоголь прекрасно понимал, что изобретательный ум и творческие дарования русского народа только тогда обратятся в могучую силу, когда они будут свободны.
Горячо веря в великое будущее России, Гоголь, однако, неясно представлял себе путь, по которому она должна была прийти к могуществу, славе и процветанию. «Русь, куда же несешься ты, дай ответ? Не дает ответа». Писатель не знал реальных способов, с помощью которых можно было бы пре¬одолеть противоречия между состоянием подавленности стра¬ны и ее расцветом. В своем обличении социального зла Гоголь объективно отражал протест широких слоев народа против крепостнического строя. Именно на этой почве вырастала его бичующая сатира, разоблачающая владетелей крепостных душ, чиновных правителей. Работа над вторым томомпоэмы совпала с глубоким духовным кризисом поэмы совпала с глубоким духовным кризисом писателя. В этот пе¬риод жизни стали неотвратимо проявляться тенденции бур¬жуазного развития. Гоголь ненавидел царство мертвых душ, но капитализм пугал его. Гоголь, как человек глубоко верую¬щий, выступал против всякой революции. Такова была его жизненная установка. Если смех Салтыкова-Щедрина на¬правлен непосредственно на подрыв общественных устоев, то смех Гоголя в основе своей созидателен и гуманистичен.
Обладая гениальным даром, Н. В. Гоголь создал выдаю¬щееся произведение. Лирические страницы поэмы, посвященные народу, — лучшие в произведении. Гоголь бесконеч¬но любит свою страну и ее народ.
Писателю присущ оптимизм, и он глубоко верит в светлое будущее.