Роман "Обломов" был создан накануне крестьянской реформы, в 1859 году. Главная идея заключается в том, чтобы показать пагубное влияние крепостничества на жизнь крестьян и помещиков. Это самое влияние мы видим на примере одного помещика - Обломова. На протяжении всего романа мы прослеживаем тему рабства. Рабства не только крестьян, находящихся во владении своего барина, но и самого помещика, который является рабом своих рабов, ибо без них его существование обречено: сам он не может не только зарабатывать себе на жизнь, но и одеваться. Обломов говорит своему слуге Захару: "Я ни разу не натянул себе чулок на ноги, как живу, слава Богу!" Это восклицание говорит о том, что Обломов и подобные ему люди не только не понимают, что неумение самим одеваться позорно для взрослых людей, но даже гордятся этим. Крепостничество позволяло помещикам не заботиться о "хлебе насущном", что, в результате, привело к бездействию и деградации. Но рабство бывает не только непосредственно физическое, но и духовное. Многовековое крепостное право привело к тому, что крестьяне, не знающие другой жизни, стали нравственными рабами своих помещиков. Они привыкли терпеть бесправие и унижение. Таков, например, Захар. Вся его жизнь прошла рядом с Обломовым, за которым он ухаживал с младенчества. Захар не представлял себе другой жизни, ведь он крепостной, и барин может сделать с ним всё, что захочет: наказать, продать, даже убить, и это не будет считаться преступлением. Сон Обломова - глава романа, выделенная особо, ведь она рассказывает о детстве Обломова, быте его семьи, её нравственных условиях. В этом сне мы прослеживаем становление, а вернее сказать, деградацию Обломова. Обломовка стояла обособленно от других поселений. До ближайшего города было вёрст тридцать, поэтому жизнь обломовцев протекала умеренно: "Тишина и невозмутимое спокойствие царствуют в нравах людей в том краю. " Эта обстановка прослеживается в быту как крестьян, так и их господ. К людям в Обломовке (так называли крепостных) относились, как к вещам. Тому пример - случай с галереей: у барского дома была ветхая галерея, по которой запрещалось ходить маленькому Обломову, так как она могла обвалиться в любой момент. Крепостные же ходили по ней довольно часто, ведь их жизнь ничего не стоит. Но рабство, может быть, ещё более страшное, чем крепостное,- рабство, в котором началась жизнь Обломова. Он, любознательный и живой, как все дети, был вынужден вести несвойственный его возрасту образ жизни. Постоянная опека родителей, нянек и тёток не дала ему возможности полноценно развиваться. Все попытки к самостоятельной деятельности опровергались доводами: "Зачем? Куда? А Васька, а Ванька, а Захарка на что?" Захочется ли ему чего-нибудь, и уже трое-четверо слуг спешат исполнить его пожелание. Всё это привело к порабощению Обломова. Крепостное рабство является замкнутым кругом. С одной стороны, истинные рабы - крестьяне, выполняющие порой непосильную работу ради процветания и обогащения своих господ, с другой стороны - помещики, невольные нравственные рабы государственного строя, основанногащения своих господ, с другой стороны - помещики, невольные нравственные рабы государственного строя, основанного на бесправном труде крестьян. Отсюда следует единственно правильный вывод: Обломов - раб свих рабов, больший раб, нежели они сами.