Главная мысль романа Л.Н.Толстого заключена в заглавии. Одно из значений слова «мир» - национальное единство, «общая жизнь». В этом плане смысл слова «война» объясняется как «разобщение», «разъединение». В мирной жизни, когда люди живут лишь своими личными интересами, действует закон разъединения. Любимые герои Толстого - Пьер Безухов и Андрей Болконский - мучительно ищут истину, общую цель для «настоящей» жизни. Обрести точку опоры им и другим людям мешают социальные перегородки, сословные предрассудки, эгоистические устремления. И только во время тяжелого для Родины испытания происходит объединение нации. Как это ни парадоксально, но война способствует миру, возникновению «общей жизни», общих чувств.
Во время войны 1812 года все, независимо от сословной принадлежности, пола и возраста, были охвачены единым патриотическим чувством, которое Толстой назвал «скрытой теплотой патриотизма». Любовь к Родине проявлялась не в громких словах, а в поступках, часто бессознательных, стихийных, но способствующих приближению победы.
1812 год – кульминационный центр романа. «Всем народом навалиться хотят» - ключевая фраза всего произведения. Не только армия, а весь народ во время общей беды имеет одну ясную и простую цель – изгнать врага. Для Толстого народ – это важное философское понятие. Он не отождествляет народ с простым людом или с государством, национальной политической традицией. Народ – это большой коллектив, объединенный языковой, культурной, духовной традицией, это общность на основе главного нравственного чувства – любви к Отечеству.
Все герои романа проходят проверку 1812 годом и получают нравственную оценку в зависимости от того, насколько способны проникнуться общим чувством. Так, общенародное сопротивление врагу выразилось в бессознательном поступке смоленского купца Ферапонтова. Он призывает солдат грабить его же лавку: «Тащи все, ребята! Не доставайся дьяволам!» Ферапонтов сам стал хватать мешки с мукой и выкидывать на улицу. В его крике «Сам запалю!» предвосхищается будущий пожар Москвы и гибель наполеоновской армии. Настал час, когда купец Ферапонтов думает не о деньгах и товарах, а о России. Патриотизм этого человека проявляется стихийно, разрушая купеческую жадность. В миг беды горят и другие дома и лавки, подожженные такими же хозяевами, как Ферапонтов, и люди несут на соседние дворы горящие бревна, чтобы поджечь еще что-то, что могло бы достаться французам.
Семья Ростовых, уезжая из Москвы, жертвует своим имуществом и отдает все подводы раненым. Наташа ни на минуту не задумывается о том, что может разрушиться ее будущая жизнь, ведь она останется бесприданницей. Под влиянием бессознательного патриотизма, человеколюбия разрешился конфликт между родителями, и семья приняла единое решение: добро оставить, а людей вывезти. Ростовы испытали естественное чувство «потребности жертвы и страдания при сознании общего несчастия» для народа. Ростовы жертвуют не только имуществом, но главное – жизнью самого дорогого и близкого человека. Петя Ростов не умеет говорить правильных фраз, он просто чувствует, что не должен быть в стороне, когда Россия в опасности: «Ну теперь, папенька, я решительно скажу – и маменька тоже, как хотите, - я решительно скажу, что вы пустите меня в военную службу, потому что я не могу… вот и все…»
Той же стихийной потребностью принести пользу охвачен Пьер Безухов не умеет говорить правильных фраз, он просто чувствует, что не должен быть в стороне, когда Россия в опасности: «Ну теперь, папенька, я решительно скажу – и маменька тоже, как хотите, - я решительно скажу, что вы пустите меня в военную службу, потому что я не могу… вот и все…»
Той же стихийной потребностью принести пользу охвачен Пьер Безухов. Во-первых, он отдал огромные денежные средства на формирование московского ополчения. Во-вторых, он задумал убить Наполеона. Для выполнения этого замысла у Пьера нет возможностей и определенных качеств – умения все хладнокровно рассчитать. Зато на пожаре он смог найти применение потребности жертвовать собой. Он побежал в горящий дом и спас девочку, бросился на помощь женщине, с которой француз срывал ожерелье. И, наконец, во время Бородинской битвы Пьер осознал свою неразрывную связь с «общей жизнью» народа, впервые сознательно ощутил себя не одиноким, никому не нужным обладателем огромного богатства, но частью единого множества людей. Пока Пьер приближался к расположению русских войск, он увидел религиозную службу и прочитал на лицах тех, кто молился, общее «выражение сознания торжественности наступающей минуты».
Пьер оказался в самом центре Бородинского боя, на батарее Раевского. И это не случайное совпадение. Герой вошел в «общую жизнь». Солдаты, вначале недоумевающие при виде Пьера, вскоре «мысленно приняли» его «в свою семью, присвоили себе и дали ему прозвище: «наш барин». Пьер вместе с солдатами и офицерами батареи чувствовал, как возникает и разгорается душевная сила. По Толстому, именно это общее чувство – патриотизм – определяет исход всей войны.
Война 1812 года стала взлетом и в жизни князя Андрея. В это время личная обида – измена Наташи – заслонилась пониманием общей трагедии, обрушившейся на родную землю. Андрей командует полком, и заботы о подчиненных становятся для него главным делом. «Пожар Смоленска и оставление его были эпохой для князя Андрея. Новое чувство озлобления против врага заставило его забывать свое горе… В полку его называли наш князь, им гордились и его любили». Перед Бородинским сражением князь Андрей объясняет Пьеру, что успех дела зависит «…от того чувства, которое есть во мне, в нем, - он указал на Тимохина, - в каждом солдате».
Князь Андрей, солдаты, офицеры проявили истинный героизм, до конца выполнили свой долг, ужаснув Наполеона, который впервые столкнулся с такой общей духовной стойкостью. «Чудесный, бесподобный народ!» - это слова Кутузова, который во время жестокой битвы силой своей души смог поддержать дух армии и выиграть сражение. У полководца была «непреодолимая таинственная связь» с войском. «Смысл его слов сообщался повсюду, потому что то, что сказал Кутузов, вытекало не из хитрых соображений, а из чувства, которое лежало в душе главнокомандующего, так же как и в душе каждого русского человека».
Итак, единство русских людей проявилось, когда России угрожала опасность, когда французы «оскорбили» каждого человека и разорили Москву. Однако Толстой показывает, что это единство не было всеобщим и что свет, высшее общество остались вне общих требований жизни.