Я вас любил; любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.
Я вас любил безмолвно, безнадежно
То робостью, то ревностью томим;
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам Бог любимой быть другим.

Так любил А.С. Пушкин. И любовь давала ему минуты восторга и отчаяния, надежды и мечты.
Нет, не тебя так пылко я люблю,
Не для меня красы твоей блистанье:
Люблю в тебе я прошлое страданье
И молодость погибшую мою.

А это — трагическая любовь М.Ю. Лермонтова с тоской по несбывшемуся.

О, как убийственно мы любим,
Как в бурной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!

Так писал о любви Ф.И. Тютчев. В жизни каждого человека любовь занимает особое место. Особое место она занимает и в творчестве каж¬дого писателя и поэта. Не исключение и А.И. Куприн. Его «Гранатовый браслет» — шедевр не только русской, но и мировой литературы. Любовь до самоуничтоже-ния, готовность погибнуть во имя любимой женщины мастерски описана Куприным в этой повести.
Главный герой произведения — маленький чело¬век, чиновник Желтков, но именно в его душе воз¬никает такое чувство, на которое «способен, быть может, один из тысячи».
«Случилось так, что меня не интересует в этой жизни ничто: ни политика, ни наука, ни философия, ни забота о будущем счастье людей, — пишет Желт¬ков, -- для меня вся жизнь заключается только в Вас». Он живет одной любовью и, когда ему запре¬щают любить, кончает жизнь самоубийством.
Конечно, можно осуждать его за эту слабость. Но я считаю, что человек живет, пока он любит. Лю¬бит своего ребенка, любит закаты и восходы, лю¬бит жизнь или любит, как Желтков, единственную женщину на свете.
Прославлению великого «дара любви», чистого и бескорыстного чувства, посвящена и повесть «Ко¬лесо времени».
Другие родятся с таким острым зрением, что свободно, невооруженным гла¬зом, видят кольца Сатурна. Так и любовь. Она — высочайший и самый редкий дар неведомого бога».
Герой повести, русский инженер «Мишика», по капризности случая оказывается избранником пре¬красной француженки Марии. Романтически окра-шенная встреча переходит в романтическую любовь. Но возможен и «неуловим тот момент, когда любовь собирается либо уходить, либо обратиться в тупую холодную покорную привычку». И, может быть, лучше расстаться, не дожидаясь, пока уйдет любовь?
И Мария уходит, отправив письмо, в котором пи¬шет: «Милый Мишика, благодарю тебя за то вели¬кое счастье, которое ты мне дал».
Целый катехизис любви вложен Куприным в уста героев:
«В любви, даже прошлой, нет места лжи».
«Давать в любви обещания и клятвы... разве это не грех перед богом, разве это не тяжкое оскорбле¬ние любви?»
«Что за ужас, когда один не любит, а другой вы¬маливает любовь, как назойливый нищий!»
В этом произведении Куприн также прослежива¬ет тему той прекрасной любви, «о которой мечтают все влюбленные, но которая из миллионов людей дается лишь одной паре».
Романтическое, даже мистическое поклонение жен¬щине— вот главный мотив повести «Оле поклонение жен¬щине— вот главный мотив повести «Олеся». Любовь и трагедия всегда рядом. И все же, несмотря на оби¬лие драматических ситуаций, в произведениях Куп¬рина бьют ключом жизненные силы, преобладают светлые, оптимистические тона. А в прекрасном це¬ломудрии купринских героев звучит гимн натураль¬ной красоте и естественности.
Но не только любовь к женщине воспевает Куп¬рин. Его повести и рассказы проникнуты необык¬новенной любовью к жизни во всех ее проявлениях.
И с переполняющей его любовью ко всему миру описывает он множество драгоценных жизненных ме¬лочей, памятных его сердцу: «...