Тема греха, возмездия и покаяния в высшей степени традици-онна для русской классической литературы. Достаточно вспомнить такие произведения, как «Очарованный странник» Н.С. Лескова, «Кому на Руси жить хорошо» Н.А.Некрасова, «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского и многие другие. Разумеется, возникновение этой темы в русской лите-ратуре не случайно — это отражение христианского мировоз-зрения, принципов религиозной морали, присущих самым разным слоям народонаселения России XIX века. Эту же тему развивает в своей социально-психологической драме «Гроза» и А.Н. Островский, один из выдающихся мастеров русской драматургии.
Драма «Гроза», написанная в 1859 г. на основе реальных жизненных впечатлений, рисует яркую картину жизни про-винциального приволжского города, мещанско-купеческой среды. Главная героиня, Катерины — жена купца Тихона Ка-банова. Она представляет собой незаурядную личность — ис-креннюю, не умеющую лицемерить, свободолюбивую и есте-ственную. Такой героине трудно ужиться в семье, где все под-чиняются властной, деспотичной матери, где безвольный и бесхарактерный муж не может ей служить опорой и защитой. Но Катерина также и глубоко религиозна. Уже в этом заклю-чается противоречие между свободолюбивой, открытой нату-ры героини и проповедью христианского смирения и терпе-ния. С этим же связан и мотив грозы, беспричинного страха Катерины перед этим явлением природы: она боится не смер-ти, а того, что умрет без покаяния, не успев как должно ис-полнить все необходимые религиозные обряды. Страшно то, «что смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами, со всеми помыслами лукавыми»,— признается Кате-рина Варваре. Свою зарождающуюся любовь к Борису она считает «страшным грехом», пытаясь переломить и обмануть саму себя, что она будет любить только мужа. Сцена отъезда Тихона является решающей для дальнейшего развития дейст-вия. Катерину грубо унизила свекровь, не понял и оттолкнул Тихон, ввела в искушение Варвара, отдавая ключ от калитки. Автор, как мастер психологического анализа, раскрывает ду-шевное состояние героини: почему она, хорошо осознавая греховность, запретность своей любви, не в силах ей сопро-тивляться. Она ясно понимает, что «загубила» свою душу, и для нее это самая страшная трагедия. В этом Катерина проти-вопоставляется всем остальным персонажам— Варваре, Куд-ряшу, самому Борису, для которых главное — тайна, чтоб все было «шито да крыто», чтоб «никто и не узнал» об этой люб-ви. Катерину не интересует мнение окружающих, обществен-ная репутация — все это мелко и ничтожно по сравнению с трагедией загубленной смертным грехом души. «Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?» — го-ворит она Борису. Поэтому «Гроза» — это не столько траге-дия любви, сколько трагедия совести, крушения внутреннего мира героини, вынужденной жить по правилам лицемерной общественной морали. Мораль общества и мораль истинно религиозная — это разные вещи, как показывает нам автор. И как человек истинно верующий, Катерина не смогла притво-риться перед мужем, что ничего не произошло: она в состоя-нии, близком к истерике, настолько, что даже Кабаниха по-чувстерина не смогла притво-риться перед мужем, что ничего не произошло: она в состоя-нии, близком к истерике, настолько, что даже Кабаниха по-чувствовала неладное. В сцене публичного раскаяния Катери-ны Островский опять проявляет себя тонким психологом: он снова связывает душевное состояние героини с мотивом гро-зы, и мы видим, как каждая, казалось бы, мелочь влияет на дальнейший исход событий. Случайные реплики прохожих, угрозы сумасшедшей барыни, фреска на стене часовни — все это по капле переполняет чашу терпения героини, и она пада-ет на колени, признаваясь в совершенном грехе. Опять же проявляется контраст истинно верующей души и лицемерного поведения обывателей. Тихону важнее всего скрыть все от маменьки, а Марфе Игнатьевне— доказать свою правоту. Те-перь Катерина становится изгоем общества: все смеются ей в глаза, попрекают «на каждом слове». Нет места ни прощению, ни милосердию. В ответ на слова Кулигина о том, что врагам надо прощать, Тихон отвечает: «Поди-ка, поговори с мамень-кой, что она тебе на это скажет». Так же слаб и Борис Гри-горь-ич, не способный защитить Катерину. Бедная женщина мечтает о последнем свидании, считая во всем виноватой только себя. Она мечтает о смерти как об избавлении от мук, ей теперь уже все равно: «уж душу свою я ведь погубила». И простившись с Борисом, она еще яснее осознает, что ей боль-ше незачем жить: ей противен дом, его стены, люди. Уже за-губленной душе безразличен грех самоубийства, ей гораздо важнее то, что «жить нельзя». Самоубийство Катерины в кри-тике расценивалось по-разному: и как протест личности про-тив устоев «темного царства» (НА. Добролюбов), и как просто глупость (Д.И. Писарев). Но можно, вероятно, говорить и о трагедии личности истинно религиозной в мире общеприня-той лицемерной морали, где грех просто прикрыт внешними приличиями и ложью, а прощению и милосердию нет места. Катерина дорого заплатила за свою незаурядность, исключи-тельность, стремление к любви и счастью. Придет ли возмез-дие этому обществу за погубленную душу? Можно ли считать прозрением слова Тихона, в гневе брошенные им матери: «Маменька, вы ее погубили...» Вряд ли что-то изменится в жизни города Калинова, хотя и утверждали революционеры-демократы, что в «Грозе» явственно ощущается «что-то осве-жающее и ободряющее» (Н.А. Добролюбов). Но характер главной героини, искренней, яркой личности, способной на беззаветную любовь и самоотверженность, стал одним из яр-чайших характеров русской драмы и вызывает симпатию чи-тателей, даже несмотря на то, что героиня — грешная, за-блудшая душа.