Тема города является одной из основных тем в творчестве Гоголя. В его произведениях мы встречаем разные типы городов: столичный - в "Шинели", "Мертвых душах", "Вечерах на хуторе близ Диканьки"; уездный в "Ревизоре", губернский в тех же "Мертвых душах". Для Гоголя не важен статус города, он показывает нам, что жизнь во всех русских городах одинакова, и не важно, Петербург ли это или губернский город N. Город для Гоголя – это странный мир лишенный всякого смысла. Жизнь города пуста и бессмысленна. Гоголь писал по поводу города в связи с поэмой "Мертвые души": "Идея города. Возникающая до высшей степени. Пустота. Пустословие… Смерть поражает нетрогающийся мир. Еще сильнее между тем должна представиться читателем мертвая бесчувственность жизни". Особенно ясно эта идея выражена Гоголем в образе Петербурга, созданном в целом ряде его произведений. Для русской литературы XVIII-XIX веков тема Петербурга представлена как сложная проблема. Противоречия, с которыми были возникновение и развитие Петербурга, послужили источником мифов о Петербурге. Существует два противопоставленных друг другу мифа, и оба связаны с оценкой Петра как существа, наделенного сверхчеловеческой природой. В одном мифе Петр – Антихрист, исчадие ада, сатана, а в другом – он богоподобен, богоподобный царь-реформатор. Отголоски этих мифов звучат во многих произведениях русской литературы, в том числе и в произведениях Н.В. Гоголя. В описании Петербурга важную роль играют фантастика и гротеск Гоголя. Образ адского города достигается оживлением неодушевленных стихий: мороз, который продолжается почти год, ветер, который дует сразу с четырех сторон. В "Мертвых душах" Гоголь продолжает тему Петербурга, "маленького" человека, тему мести. Петербург предстает как город, в котором сосредоточено все человеческое зло. В рассказе полицмейстера мелькают детали, сближающие Петербург с библейским городом Вавилоном, погрязшим в грехах, разврате, в обреченном на гибель.
Вполне четко образ Вавилона проступает во фразе: "мосты там висят эдаким чертом… Семирамида, сударь, да и полно!". Прослеживается, потому что висячие сады Семирамиды находились в Вавилоне. Петербург в "Мертвых душах" – это негармоничный город, город дьявола. Гоголь продолжает тему искусственного города, построенного сатаной. В ревизоре изображен уездный город, но и тут не обходится без Петербурга. В "Ревизоре мы опять находим тему "маленького человека". Гоголь показывает, что Петербург полностью раздавил Хлестакова как личность, ослепил столичным блеском, сделал абсолютно пустым. Ведь Хлестакова принимали за ревизора только потому, что он из Петербурга. Петербург набрасывает тень на всю Россию. Казалось, жизнь в нем внешне кипит, но жизнь эта призрачна, это не деятельность, а пустая суета: много людей, которые все что-то делают, суетятся, бегают туда-сюда, непонятно, для чего все это. Если в раннем творчестве Гоголя Петербург – это сказочный город, то в зрелом – это мрачный, страшный, непонятный, ненормальный город, давящий на личность и убивающий ее, голя Петербург – это сказочный город, то в зрелом – это мрачный, страшный, непонятный, ненормальный город, давящий на личность и убивающий ее, город духовно мертвых людей.