А. И. Куприн — идеалист, мечтатель, романтик, певец возвышенного чувства. Он нашел особые, исключительные условия, позволившие ему создать романтизированные обра¬зы женщин и их идеальной любви в повестях "Гранато¬вый браслет", "Олеся" и "Суламифь". В своем окружении А. И. Куприн видел печальное расточение красоты и силы, измельчание чувств, заблуждение мысли. Идеал писателя восходил к победе силы духа над силой тела и "любви, верной до смерти". Для А. И. Куприна любовь — самая состоятельная форма утверждения и выявления личностно¬го начала в человеке.
Протестуя против цинизма, продажных чувств, пошлости, А. И. Куприн создал повесть "Суламифь". Она была напи¬сана по мотивам библейской "Песни песней" царя Соломо¬на. Он полюбил бедную девушку-крестьянку, но из-за рев-ности покинутой им царицы Астис она погибает. Перед смертью Суламифь говорит своему возлюбленному: "Благо¬дарю тебя, мой царь, за все: за твою мудрость, к которой ты позволил мне прильнуть устами, как к сладкому источни¬ку... Никогда не было и не будет женщины счастливее меня". Основная мысль этого произведения: любовь сильна, как смерть, и одна она, вечная, оберегает человечество от нравственного вырождения, которым грозит ему современ¬ное общество. В повести "Суламифь" писатель показал чистое и нежное чувство: "Любовь бедной девушки из виноградни¬ка и великого царя никогда не пройдет и не забудется, потому что крепка, как смерть, любовь, потому что каждая женщина, которая любит, — царица, потому что любовь прекрасна!"
Новое возвращение к теме большой, всепоглощаю¬щей любви состоялось в повести "Гранатовый брас¬лет". Герой этого повествования, бедный чиновник Желт¬ков, однажды встретив княгиню Веру Николаевну, полю¬бил ее всем сердцем. Любовь эта не оставляет места для других интересов влюбленного. Желтков убивает себя, что¬бы не мешать жить княгине, и, умирая, благодарит ее за то, что она была для него "единственной радостью в жизни, единственным утешением, одной мыслью".


В своем предсмерт¬ном письме влюбленный чиновник благословляет свою возлюбленную княгиню: "Уходя, я в восторге говорю: "Да святится имя Твое". Особо в этой повести А. И. Куприн выделил фигуру старого генерала Аносова, который уверен в том, что высокая любовь существует, но она "...должна быть трагедией, величайшей тайной в мире", не знающей компромиссов. Княгиня Вера, женщина, при всей своей аристократической сдержанности, весьма впечат¬лительная, способная понять и оценить прекрасное, почув¬ствовала, что жизнь ее соприкоснулась с этой великой любовью, воспетой лучшими поэтами мира. Любовь чинов¬ника Желткова чужда той глубокой затаенности, в кото¬рой благородная скромность переплетается с благородной гордостью.
"Молчать и гибнуть"... Этот талант не был дан Желткову. Но и для него "волшебные оковы" оказались милей жизни. "Маленький"Маленький" человек оказался выше и благороднее предста¬вителей высшей ступени социальной лестницы.
В повести "Олеся" развивается тема купринского творче¬ства — любовь как спасительная сила, оберегающая "чистое золото" человеческой натуры от "оподления", от разруши¬тельного влияния буржуазной цивилизации. Не случайно лдобимым героем Куприна стал человек волевого, муже¬ственного характера и благородного, доброго сердца, способ¬ный радоваться всему разнообразию мира. Повесть "Олеся" построена на сопоставлении двух героев, двух натур, двух мировоззрений. С одной стороны — образованный интелли-гент, представитель городской культуры, довольно гуманный Иван Тимофеевич, с другой — Олеся — "дитя природы", человек, не подвергшийся влиянию городской цивилизации. По сравнению с Иваном Тимофеевичем, человеком доброго, но слабого, "ленивого" сердца, Олеся возвышается благород¬ством, цельностью, гордой уверенностью в своей силе. Сво¬бодно, без особых ухищрений рисует Куприн облик полес¬ской красавицы, заставляя нас следить за богатством оттен¬ков ее духовного мира, всегда самобытного, искреннего и глубокого.
В начале повесть заставляет нас пережить тревожный период зарож¬дения любви. Почти целый месяц продолжается наивная очаровательная сказка. Даже после трагической развязки не меркнет светлая, сказочная атмосфера повести. Куприн открыл нам истинную красоту невинной, почти детской души девушки, выросшей вдалеке от шумного мира людей, среди зверей, птиц и леса. Но наряду с этим Куприн по называет человеческую злобу, бессмысленное суеверие, страх перед неизвестным, неизведанным. Чудом возникшая возвы¬шенная душа вынуждена скрываться от жестоких людей, страдать от равнодушия своих близких. Но над всем этим одержала победу настоящая любовь. Нитка красных бус — последняя дань щедрого сердца Олеси, память "об ее нежной, великодушной любви".
Особенность художественного дарования А. И. Куприна — повышенный интерес к каждой человеческой личности и мастерство психологического анализа — позволила ему по-своему освоить реалистическое наследие. Ценность его твор¬чества — в художественно убедительном раскрытии души своего современника. Писатель рассматривает любовь как глу¬бокое нравственно-психологическое чувство. Повести А. Куп¬рина поднимают извечные проблемы человечества — пробле¬мы любви.