“Макар Чудра” – первое печатное произведение А. М. Пешкова. Оно появилось в тифлисской газете “Кавказ” в 1892 году и было впервые подписано псевдонимом, которому суждено было вскоре стать известным всему миру – М. Горький. Изданию
первого рассказа предшествовали годы скитаний автора по Руси, в которые его толкало неуёмное стремление “узнать Россию”, разгадать тайну огромной обездоленной страны, понять причину страданий его народа. В котомке будущего писателя не всегда
был ломоть хлеба, но всегда лежала толстая тетрадь с записями об интересных явлениях и людях, встретившихся ему на пути.
Позднее эти записки вылились в стихи и рассказы, многие из которых не дошли до нас.
В своих ранних произведениях, в том числе и в “Макаре Чудре”, Горький предстаёт перед нами как писатель-романтик.
Главный герой – старый цыган Макар Чудра. Для него самое главное в жизни – личная свобода, которую он никогда ни на что не променял бы. Он считает, что крестьянин – раб, который родился лишь затем, чтоб ковырять землю, да и умереть, не успев даже могилы самому себе вырыть. Его максималистское стремление к свободе воплощают и герои легенды, которую он рассказывает.
Молодая, красивая цыганская пара – Лойко Забар и Радда любят друг друга. Но у обоих стремление к личной свободе так сильно, что даже на свою любовь они смотрят как на цепь, сковывающую их независимость. Каждый из них, признаваясь в любви ставит свои условия, стараясь главенствовать. Это приводит к напряженному конфликту, заканчивающемуся смертью героев. Лойко уступает Радде и при всех встаёт перед ней на колени, что у цыган считается страшным унижением, и в тот же миг убивает её. Тут же и он стал жертвой от рук её отца.
Особенностью композиции этого рассказа является то, что автор вкладывает в уста главного героя романтическую легенду. Она помогает нам глубже понять его внутренний мир и систему ценностей.
Для Макара Чудры Лойко и Радда – идеалы свободолюбия. Он уверен, что два прекрасных чувства, гордость и любовь, доведенные до своего высшего выражения не могут примириться. Человек, достойный подражания, в его понимании, должен
сохранять свою личную свободу ценой собственной жизни.
Другой особенностью композиции этого рассказа является наличие образа повествователя. Он почти незаметен, но мы легко угадываем в нем самого автора. Он не совсем согласен со своим героем. Прямых возражений Макару Чудре мы не видим.
Но в конце рассказа, где повествователь, глядя во тьму степи, видит, как Лойко Забар и Радда “кружились во тьме ночи плавно и безмолвно, и никак не мог красавец Лойко поравняться с гордой Раддой”, проявляется его позиция. Независимость и гордость этих людей, конечно, восхищают и привлекают, но эти же чувства и обрекают их на одиночество и невозможность
счастья. Они рабы своей свободы, они не способны жертвовать даже ради людей, любимых ими.
Чтобы выразить чувства своих героев и свои собственные чувства, автор широко пользуется приемом пейзажных зарисовок. Морской пейзаж является своеобразным обрамлением всей сюжетнобрамлением всей сюжетной линии рассказа. Море тесно связано с душевным
состоянием героев: сначала оно спокойно, “только влажный холодный ветер разносит по степи задумчивую мелодию”, но вот начал накрапывать дождь, ветер становился сильнее, а море рокочет глухо и сердито и распевает мрачный и торжественный гимн гордой паре красавцев цыган. Рассказ “Макар Чудра” полон образных сравнений, точно передающих чувства и настроение героев: “… улыбка – это целое солнце”, “Лойко стоит в огне костра, как в крови”, “… сказала, точно снегом в нас кинула”, “Он был похож на старый дуб, обожженный молнией…”, “… зашатался как сломанное дерево” и т.д.
Другой характерной чертой этого рассказа является его музыкальность. Музыка сопровождает все повествование о судьбе молодых цыган. “О ней, этой Радде, словами и не скажешь ничего. Может быть, её красоту можно бы на скрипке сыграть, да и то тому, кто скрипку как свою душу знает”.
Еще одна особенность этого рассказа – необычная форма диалога Макара Чудры и повествователя. В нем слышится только один голос – голос главного героя, и только из реплик этого одного говорящего мы догадываемся о реакции и ответных репликах его собеседника: “Учиться и учить, говоришь ты?” Такая своеобразная форма фраз служит автору для того, чтобы сделать свое присутствие в рассказе менее заметным.
В своем личном отношении к героям рассказа я, пожалуй, солидарна с Горьким. Чувства независимости и гордости у них доведены до такой высоты, что больше похожи на самовлюбленность и эгоизм. Они считают унижением для себя – быть частью другого человека, пусть даже горячо любимого. Но ведь без взаимной покорности и уступок не может быть настоящей любви.