Н. А. Некрасов пишет в то время, когда в русской литературе безраздельно господствует проза, в эпоху непоэтическую. Именно в такие моменты поэту особенно важно определить назначение поэта и роль поэзии в жизни, оправдать необходимость своего творчества. И Н. А. Некрасову приходится искать новую аудиторию, новые направления в лирике. Русская поэтическая традиция создала два устойчивых образа поэта: поэт-пророк и друг-стихотворец. Н. А. Некрасов начинает с полемики с обоими
образами. Пророк осмеян еще в юношеских стихах, но и второй образ явно не
соответствует некрасовским представлениям И поэтом, баловнем свободы, Другом лени — не был никогда, — говорит о себе Н. А. Некрасов. Что же можно противопоставить традиции? Н. А. Некрасов первым начинает говорить о снижении роли
литературы, представляет поэзию тяжелым и безрадостным трудом: Праздник
жизни — молодости годы — Я убил под тяжестью труда Поэт у Некрасова находится под игом обыденного, он спускается с небес на землю, заходит в подвалы, а потому он во всеуслышание отрекается от поэтических атрибутов и отказывается воспевать “красу долин, небес, и моря, и ласку милой”. Представления Н. А. Некрасова о сущности и назначении поэзии складывались в процессе творческого общения с идеологами революционной демократии Н. Г. Чернышевским, Н. А. Добролюбовым, а также такими прогрессивными писателями, как М. Е. Салтыков-Щедрин, Л. Н. Толстой. Еще в ранний период творчества Некрасов не сомневается:
Кто у одра страдающего брата Не пролил слез, в ком состраданья нет,
Кто продает себя толпе за злато, Тот не поэт!
В 1852 году Н А. Некрасов пишет стихотворение “Блажен незлобивый поэт...”. В нем отчетливо противопоставлены два типа поэта литературы того времени. С одной стороны, — незлобивый поэт, примером которого для Николая Некрасова был Василий Жуковский. В нем “мало желчи, много чувства”, его лира миролюбива:
Дивясь великому уму, Его не гонят, не злословят, И современники ему
При жизни памятник готовят.. Незлобивому поэту противопоставляется образ поэта
мести и печали. Он, обличитель толпы, вооружен сатирой, вместо одобренья его ждут
хулы и гоненья: Питая ненавистью грудь, Уста вооружив сатирой, Проходит он
тернистый путь С своей карающею лирой Примером такого человека для Н. А. Некрасова становится Н. В. Гоголь. Так Н. А. Некрасов заявляет о противоборстве в русской поэзии эстетского и гражданского направлений и отрицает “чистое искусство”.
В стихотворении 1856 года эта тема нашла свое развитие в диалоге между Поэтом и
Гражданином: Ты знаешь сам, Какое время наступило; В ком чувство долга не остыло,
Кто сердцем неподкупно прям, В ком
дарованье, сила, меткость, Тому теперь не должно спать... —
призывает
Гражданин — один из первых положительных
героев лирики Некрасова. Хандра, вялость
поэта не соответствуют эпохе, истинный поэт
не может существовать без тесной связи с
событиями общественной жизни. Н. А. Некрасов
полемизирует с поэтами, пропагандирующими
“чистое искусство”,и утверждает, что поэт
в первую очередь должен быть гражданином:
Поэтом Можешь ты не быть, Но
Гаждани утверждает, что поэт
в первую очередь должен быть гражданином:
Поэтом Можешь ты не быть, Но
Гажданином быть обязан.
Монологи Гражданина, обращенные к Поэту, проникнуты
глубоким патриотическим чувством, в них
звучит призыв к борьбе. Как сын не может
смотреть на горе и страдание матери, так и
поэт не может спокойно взирать на тяжелое
положение родины. И Гражданин
провозглашает высокий идеал служения
отечеству:
Иди в огонь
за честь отчизны,
Некрасова также новое представление и о
главном поэтическом образе — Музе. Этот
образ появляется еще в первом поэтическом
сборнике Некрасова “Мечты и звуки”, но там
он традиционен, как традиционно и
представление о поэте. Зато уже в
стихотворении 1852 года “Муза” Н. А. Некрасов
пишет о том, что не видит перед собой “ласково
пою-Щей и прекрасной” Музы. Его Муза другая:
Некрасов как бы подводит итог своему творчеству:
Я лиру посвятил народу своему.
Быть может, я умру неведомый ему,
Но я ему служил — и сердцем я спокоен...