Пушкин — величайший русский поэт XIX века. Изучая его творчество со школьной скамьи, мы все же знали его поверхностно и, постоянно читая его, открывали все новые и новые грани его творчества. В юности мы увлекались любовной лирикой Пушкина, его великолепными стихотворениями, воспевающими радости общения с друзьями, с природой. Со временем в нашу жизнь приходит опыт, душевное спокойствие, умение анализировать свои действия. В эти годы нам особенно близка неповторимая по своей глубине философская лирика поэта. Вспомним и пламенную вольнолюбивую лирику, чудесные поэмы и утонченную прозу. Нельзя охватить все творчество Пушкина в одном сочинении. Мы не ставим перед собой такой задачи.
Многообразие мотивов творчества Пушкина позволяет нам остановиться на одном конкретном произведении, где мастерство поэта раскрывается наиболее полно. Нет сомнения, что лучшее произведение Пушкина — это роман в стихах “Евгений Онегин”. Роман потрясает нас широтой охвата действительности и верностью изображения эпохи. На примере нескольких героев автор характеризует дворянское общество России 20-х годов XIX столетия. Анализируя разнообразные проблемы в романе, Пушкин останавливает наше внимание на судьбе дворянского поколения. Осмысление этой проблемы — характерная черта русской литературы начала XIX века. Вспомним комедию Грибоедова “Горе от ума”, пьесы Шаховского, Катенина и мастера русской сцены Загоскина. Изображая поместное дворянство в романе “Евгений Онегин”,
Пушкин как бы расширяет рамки дворянского общества. Поставим себе задачу сравнить изысканное дворянство Москвы и Петербурга и менее строгое в манерах и общении провинциальное дворянство.
В данном произведении Пушкин анализирует социально-исторические условия своего времени, акцентирует внимание на наиболее животрепещущих проблемах. Пушкин изображает духовную жизнь, быт и нравы различных слоев русского общества. Автор показывает судьбы лучших людей из дворян, их духовные искания в 10—20-х годах XIX века. Показав трагедию поколения Онегина и осудив тем самым общественный строй России, хотя и в косвенной форме, автор утверждает в романе такой идеал общества, при котором личность могла бы свободно развиваться. Поэт стремился изобразить начавшийся поворот в обществе, его интерес к жизни и быту народа. В народе Пушкин видит и простоту, и естественность, и нравственное здоровье. Вот почему идея обновления и возрождения личности через общение с народом приобретает особое значение. Эта идея получила свое воплощение в образе Татьяны, “русской душою”, с которой Пушкин отождествлял свою музу.
Пушкин был близок к декабристским кругам, поэтому он резко осудил общественно-политические взгляды патриархального дворянства. Главное занятие московских дворян — пустая болтовня, слепое подражание всему иностранному, сплетни, распространяющиеся с мгновенной скоростью. Пушкин с нескрываемым сожалением констатирует, что известность человека зависит от его материального положения. Автор разоблачает в романе женскую власть. (Эту жепроблему исследовал и Грибоедов в комедии “Горе от ума” в образе четы Горичей.) Женскую власть в романе олицетворяет Пе-лагея Николаевна. Обратим внимание на тончайшую пушкинскую деталь. Вначале предстает “мосье”, а потом уж шпиц и муж. Пушкин показывает бездуховность столичного общества, их пустые интересы, тщету и умственную ограниченность. Какое мы видим существенное различие между жизнью в столицах и в провинции? Бездействие и косность нравов присутствуют везде, но более образованные столичные дворяне стоят на иерархической лестнице выше, чем поместные. Время в Москве словно остановилось.

Но в них не видно перемены;
Все в них на старый образец:
У тетушки княжны Елены
Все тот же тюлевый чепец.

Познакомившись с жизнью дворян в Москве, мы не можем пройти мимо жизни петербургского света. В первой же главе мы внимательно наблюдаем за главным героем романа, за его увлечениями и заботами. Жизнь молодого франта Евгения Онегина скучна и однообразна. Онегин каждый день посещает балы, детские праздники, ходит в театр. Воспитание Онегина — типичного воплощения петербургского света — лишено национальных основ. Гувернер “Monsier I"Abbe” своеобразно занимался воспитанием своего подопечного. Онегин не приучен к труду. Вся его жизнь лишена забот. У него на уме лишь развлечения. Все петербургское общество живет такой же бессмысленной жизнью. Пушкин с присущей ему точностью и лаконичностью воспроизвел духовную жизнь дворян Москвы и Петербурга в конце 10-х — начале 20-х годов XIX столетия. Он изображает и провинциальное общество. О провинциальном помещике сказано всего в двух строках, но характеристика этого жестокого эксплуататора крестьян дана точно:

Гвоздик, хозяин превосходный,
Владелец нищих мужиков...

Так же лаконично и выразительно сказано о бывшем провинциальном чиновнике:

И отставной советник Флянов,
Тяжелый сплетник, старый плут,
Обжора, взяточник и шут.

Провинциальное общество не столь чопорно в сравнении с Москвой и Петербургом. В провинциальном обществе существует и свой “соблазнитель женщин” — ротный командир. Описывая поместное дворянство, Пушкин ограничивается мягкой иронией и не столь резко обличает. Черты поместного дворянства наиболее полно отражены в образе семьи Лариных. Дмитрий Ларин, названный Белинским полипом, не является выделяющейся фигурой в своей семье. Глава семьи — Прасковья Ларина. Эта бывшая светская дама, воспитанная на сентиментальных романах, переехала в деревню и стала заниматься бытовыми вопросами.

Она езжала по работам,
Солила на зиму грибы,
Вела расходы, брила лбы,
Ходила в баню по субботам,
Служанок била осердясь —
Все это мужа не спросясь.

Прасковья хранила милые традиции старины, была религиозной женщиной и справляла все церковные праздники. Татьяна и Ольга Ларины представляют молодое поколение семьи. Две сестры друг на друга совсем непохожи. Описывая Ольгу, Пушкин ограничивается кратким внешним портретом. Душевный мир Ольги не представляет интереса для поэта. Зато образ Татьяны по-настоящему интересует Пушкина.