По свидетельству Н.А.Заболотского, его творчество делится на два основных периода: 1) 20-е -начало 30-х г; 2) с 1932 г.
-50-е. Дебютировал как поэт-урбанист,член группы ОБЭРИУТов, последователь поэтических экспериментов В.Хлебникова. Первые
стихи Заболотского отличались примитивизмом, алогичностью, подчёркнуто нелитературной стилистикой и исчезновением рифмы.
По выражению самого поэта - это "стих почти непохожий на стих". Но послевоенные годы совершенно изменили поэтический
мир Н.Заболотского. От гротескного зыбкого метра, соответствовавшего гротескному содержанию и стилю произведений 20-х
годов, автор переходит к традиционной тематике, драматическому психологизму при изображении человеческих переживаний, к
чистым классическим размерам, отказываясь от всего изощрённого, стилистически изысканного. Лиричнее, мелодичнее
становится тональность стихотворений. Большим разнообразием отличается жанрово-стилевая структура его поэтики. Лексика -
самая обычная, обиходная, но всё прон!
изано гуманистическим мировоззрением поэта, глубоким философским смыслом, и в результате создаются удивительно
гармоничные, прекрасные и неповторимые произведения Н.А.Заболотского.
Одно из них стихотворение "Гроза идёт", написанное в 1957 году. Это произведение условно можно разделить на две
части. В первой(1-3-я строфы) автор создаёт образ грозы. Вторая часть(4-7 строфы) - это развёрнутое описание и в тоже
время сравнение лирического героя с "деревом печали". Не случайно здесь сравнительный оборот "как ты". Это
стихотворение поразило меня своей выразительностью. Тут что ни слово - то образ, что ни образ - то дивное художественное
описание:
Движется нахмуренная туча...
...С фонарём в приподнятой руке.
Какая странная, но интересная метафора "туча ... с фонарём в руке"! Она просто не может не заворожить.
Удивительны и другие образы стихотворения - всё в движении и оттого живые. Олицетворения, к примеру, здесь очень
динамичные:
Движется нахмуренная туча...
...Движется огромна и тягуча...
...Сколько раз она меня ловила...
...Сломанными молниями била,
Каменный выкатывала гром!
Большое количество эпитетов("нахмуренная туча, огромна и тягуча", "каменный гром", "робкие шаги", "тёмный
небосклон") и метафор ("туча с фонарём в приподнятой руке", "белый блеск вольтовой дуги", "мёртвая корона",
"живое сердце древесины", "дерево печали") передаёт внутреннее состояние поэта, печаль его души. Поэтому "краски"
в стихотворении тёмные, мрачные: "нахмуренная туча", "тёмный небосклон", "иглы почерневшие". Необычно сравнение:
лирический герой, то есть сам автор, сопоставляет себя с кедром, "деревом печали".
Пой мне песню, дерево печали!
Я, как ты, ворвался в высоту,
Но меня лишь молнии встречали
И огнём сжигали на лету.
Возможно, что под образом молний, поэт подразумевал сложные обстоятельства жизни, которые "били", "огнём
сжигали на лету" лирического ге обстоятельства жизни, которые "били", "огнём
сжигали на лету" лирического героя. Стоит лишь только вспомнить, что пришлось пережить Заболотскому. И арест по
ложному, сфабрикованному обвинению, и жестокие издевательства, "урок" в лагерях и ссылках. Вот поэтому "сквозь живое
сердце древесины" кедра, а значит и самого лирического героя, "пролегает рана от огня..." Да, страшная метафора. А
ведь в этом стихотворении построено по принципу психологического параллелизма: картина природы соответствует картинам
человеческой жизни, состоянию души автора. Образ умирающего дерева с "мёртвой кроной" соответствует трагичным чувствам
героя с "лютым холодом" в душе. Это стихотворение, написанное Заболотским за год до его смерти, затрагивает и тему
завершающейся человеческой жизни:
Почему же, надвое расколот,
Я, как ты, не умер у крыльца...
"Иглы почерневшие с вершины Осыпают звёздами" лирического героя. А если верить преданию, то падающая звезда
олицетворяет оборвавшуюся жизнь. Но минорную ноту в стихотворении разбавляет последняя строка:
...И в душе ... и любовь, и песни до конца!
Здесь я вижу и творческий принцип Заболотского: "Мысль-Образ-Музыка" — идеальная тройственность, к которой
стремится каждый поэт. Великолепная звуковая организация стиха - ритм, рифмы, звукообразы. Ещё Фет сказал: "Что не
выскажешь словами - Звуком на душу навей". Аллитерация рождает звукообразы: так, в первой строфе богатая
аллитерация(повторение звуков "р" и "ж") способствует восприятию того, что заложено в поэтической лексике. Не
случаен и размер произведения(анапест), который делает его более весомым, заставляет задуматься над философией
произведения. В этом произведении автор предстаёт перед нами гуманистом. Он сочувствует дереву, которое много лет росло
у его балкона. С этим кедром у лирического героя, наверняка, связаны разные воспоминания. Природа, по Заболотскому, не
противопоставление человеку. Он как бы растворён в ней. Поэт восхищается ею, но в тоже время и задумывается о
собственном исчезновении, об ужасной тоске разъединения с природой. Это стихотв!
орение поразило меня своими необычными, но всё-таки реальными художественными образами. В нём Заболотский, охваченный
красотой и печалью природы, изображает её живой, но это описание наполнено грустью и неизбывной тоской:
Почему же, надвое расколот,
Я, как ты, не умер у крыльца,
И в душе всё тот же лютый голод,
И любовь, и песни до конца!