Социально-философский роман “Преступление и наказание” был написан в 1866 году. Достоевский воспроизводит картину жизни в России середины XIX века, когда страна переживала мощные социальные сдвиги и нравственные потрясения. Он создает книгу об обитателях темных углов Петербурга, разорившихся дворянах и новой буржуазии. Содержание романа было продиктовано самой действительностью; в нем с особой силой выразилось протестующее и гуманное начало творчества Достоевского и его боль за поруганного и приниженного человека, обреченного на одиночество и страдания. В произведении отразился весь сложный и противоречивый путь внутренних исканий автора.
Достоевский использует следующие принципы изображения мира души своих героев: описание обстановки, где обитают герои, портрета, систему “двойничества”, а также сны, монологи и диалоги героев, мимику и жесты персонажей.
Для описания обстановки у Достоевского характерна статичность. В основном описание места действия в “Преступлении и наказании” напоминает живописные картины. Весьма показательным здесь является описание комнаты старухи-процентщицы - одного из основных мест действия романа. Это как бы застывшая, неподвижная картина дома. Статичность описания Достоевским достигается благодаря использованию определенных синтаксических форм. Детали интерьера даются в перечислении, здесь отсутствуют глаголы действия, а отдельные фразы напоминают сухой канцелярский перечень вещей. И даже упоминание о том, что лампада горела, не придает картине живости, а, напротив, подчеркивает мертвенность обстановки. Такое описание дома Алены Ивановны указывает на черствость и мертвенность души самой хозяйки.
Также у Достоевского объем помещения органично связан с общим представлением о нищете героев. Его герои живут, в основном, в маленьких помещениях. Автор измеряет жилища своих героев не в метрах, не в аршинах, а в шагах. Тем самым он подчеркивает крошечную величину помещений.
Жилище Сони автор описывает подробно, потому что оно не только “отпечаток” (“снимок”) ее греховности, ее искалеченной души и страданий, но еще и часть души Раскольникова, судьба которого теперь в Сони-ных руках.
Описывая комнату этой героини, Достоевский подчеркивает мерзость запустения. Все это отражает Сонину душу, зашедшую в тупик. К мрачному фону Сониной комнаты притягивается и душа Раскольникова: у главного героя тоже нет выхода. Для греховной жертвенности Сони и преступной гордыни Раскольникова такая среда естественна. 330
Таким образом, подобное описание помещений во многом отражает внутреннее состояние героев. Внешний мир становится неотъемлемой частью души персонажей: передает их волнения, переживания, а также ощущение болезненности и затхлости всей жизни. Он как бы становится оболочкой, внутри которой формируется мировоззрение героев.
Изображая портрет героя, автор стремится раскрыть его внутренний мир, показать свое отношение к персонажу, к его характеру и поступкам. Именно с этой целью автор прибегает к такому приему, как двойное порт-ретирование (описание портрета Раскольниковает к такому приему, как двойное порт-ретирование (описание портрета Раскольникова до преступления и после). Нередко уточнением, введением новых деталей в описание своих героев автор добивается более глубокого раскрытия своего замысла.
Портреты героев неподвижны, описательны. Использование в портретных описаниях глагола “быть” в прошедшем времени только усиливает это впечатление.
У Достоевского основной художественной деталью являются глаза. Глаза у его героев - зеркало души. Изображение глаз Раскольникова, меняющееся по ходу развития действия, показывает изменения, происходящие в его душе. Раскольников - молодой, полный сил человек, стремится найти пути решения сложных жизненных проблем; но вот он решается на преступление. Спокойный взгляд сменяется “воспаленным”. Глаза “лихорадочно блестят”. Наступает мучительный период раскаяния, терзаний, угрызений совести, и взгляд Раскольникова становится “сухим, воспаленным, острым”. Герой на грани катастрофы, его душа умирает, и это отражается в его “помертвевших глазах”.
В портретных описаниях присутствует желто-зеленая символика. Это и Мармеладов “с отекшими от постоянного пьянства желтым, даже зеленоватым лицом и с припухшими веками”; это и Порфирий Петрович: “пухлое, круглое и немного курносое лицо его было цвета больного, темно-желтого”; и многие другие персонажи. Все это портреты людей обреченных и нездоровых. Причину их болезни Достоевский видит в их бедности, унижении, в их общественном положении. Персонажи Достоевского позволяют составить общий портрет жителя Петербурга на фоне его холодного, сырого климата и социальных проблем.
Важную роль в понимании психологии героев играет система “двойничества”. При помощи “двойников” снижается, пародируется или оттеняется какая-либо сторона теории Раскольникова. Благодаря этому роман оказывается не столько судом над личностью, характером, психологией человека, сколько над русского действительностью 60-х годов прошлого века: поиски правды, истины, героические стремления и заблуждения.
В сопоставлении с умным, но ординарным Разумихиным видна незаурядность личности Раскольникова, стремящегося к “всеобщности” решения вопросов о бедности, нищете и несправедливости.
Деловой человек Лужин с его “экономическими теориями”, оправдывающими эксплуатацию человека, построенными на выгоде и расчете, оттеняют бескорыстие помыслов Раскольникова.
Рядом с “механическим человеком” Лебезятниковым, который, ни о чем не думая, поддерживает “самую модную ходячую идею, чтобы тотчас же опошлить ее”. Раскольников с его выстраданной теорией оказывается живым, достойным сочувствия в своих исканиях и заблуждениях.
Свидригайлов - человек без совести и чести - как бы предостережение Раскольникову, если он не послушается голоса собственной совести и захочет жить, имея на душе преступление, не искупленное страданием. Свидригайлов — самый мучительный для Раскольникова “двойник”, потому что в нем раскрываются глубины нравственного падения человека, из-за душевной опустошенности пошедшего по пути преступлений.