1. Вступление.

Прочитав пьесы А. Н. Островского «Гроза» и «Бесприданница», я решил сопоставить их между собой как единственные драматических произведения этого автора, которые были написаны в различное время, однако имеющие множество сходств. На сравнение этих пьес наводит и то, что в обеих перед нами разворачивается драма незаурядной женской натуры, приводящая к трагической развязке. Наконец, важно и то, что в обеих пьесах немаловажную роль играет образ волжского города, в котором происходит дей-ствие.

2. Сходства и различия.

2.1. Обе рассматриваемые пьесы относятся к жанру драмы, хотя точный жанр «Грозы» остается спорным вопрос в русской литературе. В этой пьесе сочетаются черты как тра-гедии, так и драмы (т. е. «бытовой трагедии»). Для трагического жанра характерен не-разрешимый конфликт между личными стремлениями героя и законами жизни, что присуще обеим пьесам.

2.2. По времени написания "Гроза" – это главное произведение дореформенной драма-тургии Островского, "Бесприданница" же вбирает в себя многие мотивы пострефор-менного творчества драматурга. Различие эпох, изображенных в этих пьесах, привело к совершенному несходству художественного мира; "Бесприданница" является драмой буржуазной эпохи – нового времени, когда разорваны связи с тысячелетней народной традицией, времени, освободившего человека не только от устоев морали, но и от сты-да, чести, совести – и это решающим образом влияет на её проблематику. Культура на-рода в «Грозе» одухотворена нравственными ценностями православия. Жители города Калинова всё еще живут по «Домострою», быт еще во многом патриархален.

2.3.. Родившись в Замоскворечье, Островский хорошо знает быт и нравы купечества и исследует различные характеры этого круга в своем творчестве. Его пьесы густо насе-лены купцами и приказчиками, их детьми и женами. Драматурга интересуют любые мелочи, начиная от описания костюма и обстановки дома, до индивидуальности речи каждого персонажа. В изображении героев Островский был совершенно оригинален.

2.4. По-моему, в особенности, автору удаются женские типы – «горячие сердца».
Две драмы А.Н. посвящены одной и той же проблеме – положению женщины в русском обществе. Безусловно, эти женщины являются неординарными личностями. На герои-нях-женщинах я и хочу остановиться.

2.4.1. В первую очередь, – это Катерина из пьесы «Гроза». Она религиозна и романтич-на одновременно. Её душа стремится к счастью, рвется на волю. Катерина — купече-ская дочь, выданная замуж без любви за Тихона, она попадает в атмосферу жестокости. В этой среде семейные обязанности выполняются не от души, а «из-под неволи», и Ка-терина на всю жизнь связана с тупым и недалеким мужем, со злой и сварливой свекро-вью.
Но ее романтические порывы находят выход, Катерина страстно влюбляется в молодо-го человека, Бориса, выделяющегося приличными манерами и некоторой образованно-стью. В героине борются два начала: искреннее чувство, любовь и сознание долга зачала: искреннее чувство, любовь и сознание долга за-мужней женщины. Эта внутренняя борьба вызывает у Катерины стремление к личной свободе. Изменив мужу, Катерина сама кается перед ним, но, измученная домашней ат-мосферой, предпочитает смерть возвращению в семью. Честная, искренняя и принци-пиальная, она не способна на обман и фальшь, на изворотливость и приспособленчест-во.
О желании летать она заговаривает несколько раз. Этим Островский подчеркивает ро-мантическую возвышенность души Катерины. Она хотела бы стать птицей, летящей куда захочет: «Отчего люди не летают!.. Отчего люди не летают так, как птицы? Зна-ешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела, – говорит она Варваре, сестре Тихо-на, – какая я была резвая! А у вас завяла совсем...» Суровая действительность возвра-щает героиню в мир Кабановых и Диких. Здесь нужно лгать, втихомолку делать то, что хочешь, внешне соблюдая правила приличия. Варвара, выросшая в доме, прекрасно ус-воила эту науку. Варвара – полная противоположность Катерине. Она не суеверна, не боится грозы, не считает обязательным строгое соблюдение установленных обычаев. Катерине же противно такое поведение.
Поэтому в беспощадном мире, где царят Дикие и Кабанихи, ее жизнь оказывается не-выносимой, невозможной и заканчивается так трагично. Протест Катерины против Ка-банихи – это борьба светлого, чистого, человеческого против мрака лжи и жестокости «темного царства». У Катерины очень своеобразный характер: она богобоязненна и мя-тежна одновременно. Для нее это не самоубийство, а освобождение от тягот жизни, бе-зысходности.

2.4.2. Иная ситуация в драме «Бесприданница». Главная героиня Лариса – это не про-стая девушка из мещанской среды, это образованная, культурная, мыслящая девушка. Она получила дворянское воспитание и в отличие от Катерины, выросла условиях, где слабого унижают, где выживает сильнейший. В ее характере нет той цельности, которая есть в Катерине. Поэтому Лариса не стремится, да и не может воплотить в жизнь свои мечты и желания. Ее угнетает бедность и приниженность положения. Лариса не прием-лет мир, в котором она живет. Она любой ценой хочет из него вырваться.
Для матери Ларисы, оставшейся вдовой с тремя дочерьми, показное изящество и благо-родство жизни семьи является не нормальным состоянием, а декорацией для устройства выгодных браков ее дочерей. Для нее льстивость и хитрость – основной принцип обще-ния с богатыми людьми, посещающими дом. Лариса – младшая дочь, последняя, ос-тавшаяся в доме, и матери надо сбыть ее с рук, даже не претендуя на большую удачу. Все это ставит незаурядную девушку в тяжелое положение. Вокруг Ларисы пестрая и сомнительная толпа поклонников и претендентов на руку, среди которых немало «вся-кого сброду». Жизнь в ее доме похожа на «базар» или на «цыганский табор». Героиня вынуждена не только переносить окружающую ее фальшь, хитрость, лицемерие, но и принимать в них участие.