Роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” был напечатан в 1866 году. Это роман о современной России, пережившей эпоху глубочайших социальных сдвигов и нравственных потрясений, роман о современном герое, вместившем в грудь свою все страдания, боли, раны времени.
Уже в самом начале этого произведения мы узнаем, что его главный герой — бедный студент Раскольников “покусился” на какое-то дело, которое есть “новый шаг, новое собственное слово”, что месяц назад у него зародилась “мечта”, к осуществлению которой он теперь близок. “Странная мысль наклевывалась в его голове, как из яйца цыпленок”. И вдруг услышанный в трактире разговор студента с офицером о “глупой, бессмысленной, ничтожной” старушонке-процентщице: убей старуху, возьми ее деньги, “обреченные в монастырь”, — возьми не себе — для погибающих, умирающих от голода и порока, и будет восстановлена справедливость. Именно эта мысль и “наклевывалась” в сознании Раскольникова. Подтверждением этому служит его статья “О преступлении”.
Раскольников приходит к мысли о том, что во имя идеи, во имя справедливости пролитие крови может быть оправданным, даже необходимым. Посещение старухи-процентщицы только еще больше убеждает его в этом.
Холодно и беспристрастно пересказывает Раскольников свою статью Порфирию Петровичу. Но тот понимает: “В бессонные ночи и в исступлении она замышлялась, с подыманием и стуканьем сердца, с энтузиазмом подавленным”. Мысль Раскольникова рождается как ответ на действительность. Она развивается под влиянием обстановки, окружавшей главного героя романа и подобных ему людей.
В романе уделено достаточно много внимания описанию этой обстановки. Родион Раскольников живет в “крошечной комнатушке”, имевшей “самый жалкий вид со своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими обоями”. Эта комната, длиной в шесть шагов, к тому же “до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко”. Раскольников живет в каморке, “которая походила более на шкаф, чем на квартиру”. Поэтому неудивительно, что лежа там часами, он вынашивал в себе мысль об убийстве. “А знаешь ли, что низкие потолки и тесные комнаты душу и ум теснят!” — говорит он Соне. Не случайно и Мармеладов в отчаянии говорит, что кроме распивочной ему некуда пойти. Ведь он живет в полной нищете. Комната десяти шагов длиной, в которой раскидано детское белье, где стоят два стула, ободранный диван, неукрашенный кухонный стол и кровать, отгороженная рваной простыней, — вот жилище семьи Мармеладо-вых.
Мрачен и сам Петербург. “...Духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и... особая летняя вонь, столь знакомая каждому петербуржцу” — так описывает Достоевский царившую в городе атмосферу.
Раскольников не может смириться с такой жизнью. Подлец тот, кто ко всему привыкает, все принимает, со всем смиряется. А не подлец — бунтарь, разрушающий, сметающий все на своем пути. Это тоже элемент теории Раскольникова. Для необыкновенного, “непослушного” человека не существуетпреград. Поэтому он считает нужным во что бы то ни стало решиться хоть на что-нибудь, или... смерть. Но Раскольников хочет “действовать, жить и любить!”
И все-таки не собственная бедность, не нужда и страдания сестры и матери больше всего терзают Раскольникова. Его протест действительно можно назвать социальным, потому что в его основе — сопереживание горю сестры и матери, несчастью обесчещенной девочки, страданиям Сонечки и всей ее семьи. Это протест против нелепости их жизни, нищеты, порока, а также против слабости и несовершенства человека. Именно" поэтому принять этот мир равносильно для Раскольникова отказу от жизни. И единственный выход главный герой романа видит в том, чтобы стать выше этого мира, его морали, обычаев, преступить общепризнанные нравственные нормы. Идея Раскольникова состоит в том, чтобы “сломать что надо, раз навсегда”. Поэтому он и спрашивает себя: “Тварь ли я дрожащая или право имею?..”
Казалось бы, довольно логичная и хорошо выстроенная теория. Но на практике она терпит крах, принося мучения, страдания и в конце концов раскаяние главному герою романа. Тем самым Достоевский говорит, что не может зло, пусть даже по отношению к бесполезной старухе, быть положено в основу благодеяния. Наказание за содеянное оказывается не менее страшным, чем само преступление — что может быть страшнее страданий и мучений Родиона Раскольникова, осознавшего свою вину?
Проблемы, поставленные Ф. М. Достоевским в “Преступлении и наказании”, остры и актуальны в любое время. Социальный протест в романе — это протест и Раскольникова, и самого писателя, обвинившего общество, в котором стало возможно появление теории сверхчеловека. И именно то, что Достоевский разоблачает эту теорию, говорит нам, что суть протеста писателя иная (не совпадает с мнением Раскольникова). Основной идеей романа, как мне кажется, является то, что общество, построенное на сиюминутной выгоде, на делении людей на “нужных” и “ненужных”, общество, в котором люди привыкают к страшнейшему из грехов — убийству, не может быть нравственным и никогда люди не будут чувствовать себя счастливыми в таком обществе