Сон "есть закон природы, которого не знаем мы и который кричит в нас" (Ф. Достоев-ский).
Сны имеют огромное влияние на душевное и психическое состояние человека. Во сне происходят вещи, которые могли бы произойти с человеком в его реальной жизни, но обязательно есть какая-то деталь, противоречащая здравому смыслу. Один из типов сна - это болезненные сны, они отличаются "яркостью и чрезвычайным сходством с действи-тельностью", именно поэтому сны, увиденные в болезненном состоянии, "производят сильное впечатление на расстроенный и уже возбуждённый организм человека". Сон является как бы продолжением событий, произошедших днём. Ведь жизнь - это мгнове-ние и человеческой душе жаль тратить треть своего существования впустую, во время сна душа человека продолжает чувствовать, сопереживать, обижаться, радоваться. Во сне проявляются истинные желания человека, которые он, может быть, боится высказать вслух днём.
На протяжении романа Родион Раскольников пять раз видит сны. Первый сон он видит в своей комнатке после встречи с пьяной девочкой на К-ом бульваре. Этот сон относится как раз к болезненным снам. Действие происходит в далёком детстве Раскольникова. Жизнь в его родном городке настолько обычна и сера, что "время серенькое," даже в праздничный день. Да и весь сон нарисован Достоевским в отнюдь не радостных тонах: "чернеется лесок", "дорога всегда пыльная, и пыль на ней всегда такая чёрная". Контра-стирует с тёмным, серым тоном лишь зелёный купол церкви, а радостными пятнами являются лишь красные и синие рубашки пьяных мужиков. Во сне присутствуют два противоположных места: кабак и церковь на кладбище. Кабак в памяти Родиона Раскольникова олицетворяет пьянство, зло, низость и грязь его обитателей. Веселье пьяных людей не внушает окружающим, в частности маленькому Роде, ничего, кроме страха. Чуть дальше вдоль дороги находится городское кладбище, а на нём - церковь. Совпадение их местонахождения означает, что какой бы ни был человек, он всё равно начнёт свою жизнь в церкви и закончит её там же. Самые добрые воспоминания Раскольникова связаны именно с церковью и кладбищем, ведь "он любил эту церковь и старинные в ней образа, большею частию без окладов". Даже могилку своего младшего брата, которого Родион ни разу не видел, он вспоминает с умилением, ему приятно думать об этой церквушке. Церковь не зря находится в трёхстах шагах от кабака. Это небольшое расстояние показывает, что человек в любой момент может прекратить свою пошлую жизнь и, обратясь к Богу, который всё простит, начать новую, праведную жизнь.
Сон этот - очень важная часть романа. В нём мы впервые видим убийство, не только задуманное, но и осуществлённое. И после сна в голове у Раскольникова возникает мысль: "Да неужели ж, неужели ж я в самом деле возьму топор, стану бить по голове, размозжу ей череп... буду скользить в липкой тёплой крови, взламывать замок, красть и дрожать; прятаться, весь залитый кровью... с топором? Господи, неужели?" Родиону будет тяжело совершить это убийство, пором? Господи, неужели?" Родиону будет тяжело совершить это убийство, потому что его отношение к насилию мало изменилось с детства. Не зря местоимение "он" употребляется одновременно и к маленькому Роде, и к Раскольникову-студенту: "ОН обхватывает отца руками... ОН хочет перевести дыхание... ОН проснулся весь в поту..." Несмотря на прошедшие годы, несмотря на задуманное убийство, несмотря на то, что Раскольников давно уже не так набожен, как в детстве, он до сих пор питает отвращение к насилию, тем более к убийству. Также впервые в этом сне появился образ топора, который является одним из главных образов в романе. Топор предстал здесь орудием убийства, надёжным, но не совсем эстетичным, хотя в убийстве нет ничего эстетичного. Образ замученной кобылёнки встретится читателю в тексте ещё раз, ей будет Катерина Ивановна Мармеладова: "Уездили клячу! Надорвалась!". Она, как и эта савраска, будет замучена мужем-пьяницей, Семёном Захарычем Мармеладовым.
Роль этого сна в действии романа очень велика. Если рассматривать композицию романа в целом, то этот сон находится в экспозиции. Он и выполняет функции экспозиции: знакомит читателя с образами, которые потом будут встречаться на протяжении романа. Этот сон является самым ярким и запоминающимся и несёт самую большую смысловую нагрузку во всём произведении.
Ещё один сон - это сон-крик, сон безобразный. Он заполнен не яркими, резкими, не приятными и радостными звуками, а страшными, ужасающими, жуткими: "она ныла, визжала и причитала", голос бившего хрипел, "таких неестественных звуков, такого воя, вопля, скрежета, слёз, побой и ругательств он ещё никогда не слыхивал и не видывал". Под действием этих звуков у Родиона Раскольникова начали появляться первые и ещё робкие сомнения в своей теории. Настасья так охарактеризовала ему его состояние: "Это кровь в тебе кричит. Это когда ей выходу нет и уж печёнками запекаться начнёт, тут и начнёт мерещиться." Но в нём кричит не его кровь, а кровь убитых им людей. Всё существо Раскольникова воспротивилось совершённому им убийству, лишь воспалённый мозг уверяет сам себя в том, что теория верна и что для Родиона убийство должно быть так же обычно, как смена дня и ночи. Да, он убил, но когда Илья Петрович бьёт хозяйку, в голове у Раскольникова то и дело возникают вопросы: "Но за что же, за что же... и как это можно!", "Но, боже, разве всё это возможно!". Даже после убийства двух сестёр Раскольников питает отвращение к убийству и к насилию вообще. Этот сон показал молодому Наполеону, что он такой же гений, как и Илья Петрович, который без особой на то причины бьёт хозяйку, в то время как у Раскольникова "рука не поднялась запереться на крючок", "страх, как лёд, обложил его душу, замучил его, окоченил его..." В этом сне местом действия является лестница. Она символизирует борьбу внутри Раскольникова, борьбу добра и зла, вот только в данном случае непонятно, где добро, а где зло.