Возможность увидеть настоящий героизм представляется не часто. И не потому, что

героев мало... Герой восходит на вершину своей высокой жизни, еще не имея на груди привлекательного значка. Как раз в эти-то минуты он и герой! Восхождение это иногда длится годами, десятилетиями, а подчас остается незамеченным до самого конца. Герой-рядом с нами, а мы его не видим, вот как бывает иногда!

В.Дудинцев "Не хлебом единым".


Долгое время наши писатели должны были согласовывать свои произведения с тем общим обязательным представлением о нашей жизни, которое определяли власть имущие. Они раз и навсегда отвели литературе роль служанки и политики. Но, конечно, всегда находились такие писатели, которые не могли кривить душой, предпочитая безвестность, опалу, гонения, а то и тюрьму.

Б.Пастернак, В.Гроссман, А.Солженицын и другие. По праву к этому ряду следует отнести и Владимира Дудинцева, много потерпевшего за свой роман "Не хлебом единым". И уж если искать реальных героев, то он и ему подобные писатели могут быть

достойными образцами. Всегда стремился к правде и Д.Гранин. И, видимо, не случайно оба эти писателя обратились к образу ученого-борца. Мне хотелось бы поговорить о героях романа В.Дудинцева "Белые одежды" и повести Д.Гранина "Зубр".

Оба произведения рассказывают о борьбе истинных ученых с невеждами, которые захватили власть и надеялись превратить науку в свою вотчину. Печально знаменитый академик Лысенко, который полностью отрицал генетику, решил уничтожить и ее, и ее

сторонников. Это отбросило нашу биологию, селекцию, сельское хозяйство намного назад, а ведь в 20-30 годы в СССР были ученые- генетики с мировым именем. Многих из них посадили в лагеря или расстреляли. Наконец, в 1948 году произошла злополучная

сессия ВАСХНИЛ, в результате которой все противники Лысенко были заклеймены, а генетика фактически запрещена. Но и после этого ученые- борцы нелегально продолжали свои исследования.

Такова историческая подоплека обоих произведений. Н.В.Тимофеев - Ресовский - главный герой повести "Зубр". Книга названа по прозвищу Николая Владимировича. Почему же его так звали? Автор все время сравнивает Тимофеева с настоящим зубром. Он находит сходство и во внешности, и в манере поведения, и в том, что зубр- существо, пришедшее к нам из древности. Таким является Ресовский в обстановке культа личности: сильным, неукротимым, не признающим культа "вождя народов" и вождей поменьше. Он близко знаком со всеми великими учеными мира, пользуется большой известностью. Уцелел он в страшное сталинское время только лишь потому, что еще задолго до войны уехал в Берлин возглавлять советско-германский институт биологии. Да так и остался там, не решаясь вернуться в период жестоких репрессий. А потом помешала война.

Почему же можно считать Зубра героем? За его честность, стойкость, преданность науке, умение помогать людям. Во время войны в Германии он спасает людей, бежавших из плена. Он понимал, что за работу во время войны в Германии в СССР его могут осудить, но не уехал из Берлина на Запад перед темал, что за работу во время войны в Германии в СССР его могут осудить, но не уехал из Берлина на Запад перед тем, как туда вошли наши. Зубр попадает в лагерь, но это не сломило его. Из заключения Ресовского вызволил один крупный ученый. Его отправляют в ссылку в Миассово. Верный себе, он и там создает неофициальный центр, в который стекались ученые всей страны для обсуждения проблем генетики. Такие занятия могли приравнять к государственным преступлениям. Но это не останавливает Зубра.

Так же, как в Германии он спасал бежавших из плена, здесь он спасает молодежь от плена духовного.

Кончилось время Лысенко и ему подобных. Росла слава Тимофеева. Но официального признания он так и не дождался. Впрочем, он никогда и не искал его, дорожа своими принципами.

Писатель говорит, что он не боролся за свои убеждения, он просто следовал им в любых условиях. У него выходило, что всегда можно быть самим собой. Ничто извне не могло помешать этому. Может быть, в этом-то и состоит самый трудный подвиг - оставаться всегда самим собой!

Совсем в других условиях оказались герои романа Дудинцева. Но и перед ними стояла та же проблема: отказаться от своих взглядов, от поиска истины под давлением обстоятельств и жить спокойно, как все? Или, рискуя свободой и жизнью, продолжать

делать то, что они считали своим долгом? Ученые выбрали второе. "Белые одежды"... Почему так назван роман? "Они, облаченные в белые одежды, кто они и откуда пришли?... Они пришли от великой скорби". "Белые одежды"- это библейский образ, которым

автор хочет отделить тех, кто остается чистым и среди грязи, кто остается праведником и среди всеобщего греха. В этих "белых одеждах" предстанут, согласно Иоанну Богослову, праведники в Судный день. Так и в Судный день истории, который уже пришел, предстают перед нами в "белых одеждах" те, кого не испугали репрессии и духовный террор, кто остался верен своим идеалам.

Роман напоминает повествование о жизни революционеров подпольщиков. Да разве они не революционеры в науке? Тайно собираясь в укромных местах, ученые смотрят иностранные фильмы о генах и хромосомах. Лена Блажко прячет мух-дрозофил, как пря-

тали листовки, делится своими запасами мух с посланцами из другого города, другого кружка.

Целую плеяду прекрасных, настоящих людей, ученых выводит Дудинцев. Это и Федор Дежкин, и Лена Блажко, и Стригалев, прозванный Троллейбусом (он, подобно Зубру, не сворачивал со своей дороги!), и другие. Ради того, чтобы сохранить сорт картофеля, выведенный Стригалевым, они готовы отправиться в лагеря и в конце концов попадают туда. Им помогают другие честные люди: полковник Свешников, ученый датчанин, молодые ученые, то "кубло", о котором с такой ненавистью говорит академик Рядно

(литературное воплощение Лысенко). Этот ни перед чем не останавливается, чтобы оболгать и уничтожить истинных ученых, возвеличить себя. Но, несмотря на то, что за Рядно вся мощь государства, он терпит поражение.