“Евгений Онегин” и “Капитанская дочка” являются выдающимися произведениями А. С. Пушкина, в которых он выступил новатором во многих отношениях, используя различные приемы и средства художественной выразительности. В частности, он применил один из распространенных в литературе приемов - использование снов и писем, которые мы можем впоследствии встретить в произведениях Достоевского, Толстого, Чернышевского, Чехова.
Сон как способ раскрытия образа героя встречается еще в балладах Жуковского и связан с романтическим миропониманием и мировосприятием. Сон Татьяны Лариной - это реминисценция сновидения из баллады . Жуковского “Светлана”, поэтому к V главе, в которой Татьяна видит свой вещий сон, взят эпиграф из баллады Жуковского. Письма же - наиболее известный и популярный жанр в русской литературе ХУШ-Х1Х веков. Не случайно и повесть Пушкина “Капитанская дочка” написана в форме мемуарных записок свидетеля и очевидца крестьянского восстания под предводительством Емельяна Пугачева - офицером правительственных войск Петром Гриневым.
В романе “Евгений Онегин” письма играют важную композиционную роль, так как с ними связано использование Пушкиным приема “зеркала” и симметрии в романе.
Первой пишет письмо Татьяна Ларина. Она признается в любви Евгению Онегину, затем следует отповедь героя - это III глава романа, а в VIII главе — все наоборот: письмо пишет Онегин, затем следует отповедь героини. Интересно то, что письма написаны не онегинской строфой, как весь роман (это вставные элементы), в них отсутствует перекрестная, смежная и опоясывающие рифмы. По стилю они тяготеют к открытой форме. То, что письма написаны не онегинской строфой, свидетельствует об их подлинности, как считал автор, а он только использовал их в своем произведении.
Письмо Татьяны ярко характеризует героиню как типичную девушку своего времени и класса, которая воспитывалась на сентиментальных французских романах. Именно в них она почерпнула идеал возлюбленного, который перенесла на Евгения Онегина. Следует сказать и то, что Пушкин переводит письмо своей любимой героини (“Я должен буду письмо Татьяны перевесть”), так как Татьяна “по-русски плохо знала”, имеется в виду, что писать по-русски она не умела (“Журналов наших не читала и выражалася с трудом на языке своем родном”). Далее автор замечает: “Доныне гордый наш язык к почтовой прозе не привык”. В письме легко читаются ее искренние чувства, не прикрытые лживыми словами. Она с нежностью обращается к Евгению: “милое виденье”, “кто ты, мой ангел ли хранитель, или коварный искуситель...”. Татьяна отдала себя полностью во власть Онегина: “То в вышнем суждено совете... То воля неба: я твоя...”
Письмо Онегина отличается от Татьяниного. Он, как всегда, “предвидит все”. В этом послании отсутствуют нежные обращения. И хотя Онегин отдает себя в руки Татьяне, он боится увидеть ее “суровый взор”, то есть он как бы предвосхищает ее реакцию. Письмо Онегина — это письмо светского человека, умеющего вести переписку. В нем нет яркого и пламенноговыражения чувствыражения чувств, лишь краткое упоминание о них. Но Евгений и не мог быть до конца открытым и искренним, так как уже давно испробовал светскую жизнь, познал все, овладел “наукой страсти нежной”, научился лицемерить и скрывать свои чувства. Написание письма само по себе является показателем того, что герой переменился, что его душа не очерствела, что он еще способен на глубокую страсть.
Письма могут сказать многое о героях, об их характерах. Письмо Татьяны разительно отличается от письма Онегина, так же как и их “отповеди”. Получив письмо Татьяны, Онегин “живо тронут был”, а затем “явил души прямое благородство”, предостерегая ее от дальнейших подобных ошибок, и посоветовал ей “учиться властвовать собой”. В восьмой главе, написав письмо и не дождавшись ответа, герой едет к Татьяне, и тут уже героиня говорит: “Сегодня очередь моя”. Татьяна разговаривает с ним на равных, но при этом она искренна, ее чувства к нему не изменились:
Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна.
Татьяна не изменила своим принципам, она не ответила на любовь Онегина, оставаясь верной своему супружескому долгу.
Сон также играет важную роль в раскрытии образа Татьяны. Ему предшествуют пейзажные зарисовки, описывающие природу в святки (“морозна ночь, все небо ясно...”), а также святочные гадания девушек на женихов. Татьяна собиралась ворожить, как и Светлана из баллады Жуковского, но “стало страшно вдруг” ей, она ложится спать и видит “чудный сон”. Сновидение Татьяны - это предсказание будущего, скорой гибели Ленского от руки Онегина. Ей снится зимний лес, ручей, через который ее переносит медведь, а затем она - в хижине, где во главе стола сидит Онегин, а рядом с ним “рак верхом на пауке”, “ведьма с козьей бородой”, “карла с хвостиком” и т. д. Татьяна видит сказочных персонажей. Чудовища пируют вместе с Онегиным. Используя систему художественных образов, Пушкин создает пародию на гостей, которые будут присутствовать на именинах Татьяны в доме Лариных. Сон Татьяны пророческий. Героиня, “верившая преданьям старины”, пытается найти объяснение этому сну в книге Мартына Задеки, но не находит. Она убеждена, что сну суждено сбыться.
Такой же пророческий сон снится и Петру Гриневу в повести “Капитанская дочка”. Этот сон как бы связывает воедино судьбы Гринева и Емельяна Пугачева, заставляет их жизненные пути пересечься. Ему снится, что отец болен, при смерти, но, подойдя ближе к постели за благословением, видит мужика с черной бородой. Мать говорит, что это его посаженый отец. Петруша отказывается просить благословения у этого мужика. В дальнейшем Пугачев не раз будет помогать Гриневу и Маше Мироновой, став таким образом своеобразным посаженым отцом. Во сне Гриневу привидятся и события, связанные с его “посаженым отцом”, - восстание крестьян и его кровавое подавление. Все это снится Гриневу во время бурана - символа будущих событий.
В “Капитанской дочке”, помимо сна, мы встречаем и письма, что обусловлено также эпистолярным жанром произведения.Пушкин использует письма, документы, исторические справки, указы - все это помогает читателю прочувствовать атмосферу эпохи 70-х годов XVIII века и стать как бы свидетелем Пугачевского восстания.