Смерти Маремеладова посвящена целая глава романа, что говорит о значимости данного эпизода. Это происшествие вполне можно считать маленьким произведением или этюдом, в котором описывается смерть бедного человека.
В первую очередь Достоевский представляет нам щёгольскую барскую коляску, стоящую посредине улицы. Такое положение коляски, не дающей никому проходу, говорит о том, что её владелец - довольно влиятельный человек или, может быть, высокий чиновник, который также не даёт людям спокойного житья и от которого многие зависят. Вокруг коляски собралась довольно внушительная толпа, поэтому можно сделать вывод, что событие, которое вызвало такой интерес, значительно даже для Петербурга. Причиной всему послужила смерть бедного, но одетого в "благородную одежду" человека, затоптанного серыми барскими лошадями. Причиной смерти бедного человека, хотя и косвенно, стал богатый и значительный барин, владелец коляски. В этом случае вырисовываются явные социальные проблемы Петербурга, где властные люди могут повелевать чужими жизнями, которые для них ничего не значат. Лошади - это помощники влиятельного владельца коляски, возможно, его сподручники или мелкие чиновники. Они выполняют за "хозяина" всю "серую" работу, заведуют всеми его делами, в том числе и теми, что часто являются причиной смерти других, более бедных людей. Интересен сам факт того, что не кучер виноват в случившемся, а сам пострадавший, который "нарочно прямёхонько под ноги пал", будто специально искал смерти. Получается, что в положе-нии, сложившемся в обществе, виноваты не столько богатые и влиятельные люди, сколько сами пострадавшие. Они сами, будто пьяные, идут на верную смерть, может быть, даже не подозревая и не задумываясь об этом.
Достоевский подробно описывает портрет раздавленного человека для того, чтобы представить всю тяжесть случившегося. На этом фоне как-то неестественно и неискренне звучат редкие повторения недоумевающего кучера: "Экой грех! Господи, грех-то какой!" "У него вся грудь раздавлена!" Это говорит о том, что возможной причиной смерти является душевная болезнь и "раздавленные" чувства Мармеладова. Преобладающий цвет - красный. Кровь присутствует на протяжении всего действия и подавляет все остальные цвета.
Когда мы узнаём имя несчастного, то вспоминаем его историю, и нам, как и Раскольнико-ву, становится понятно, какие события в жизни могут привести к столь печальным последствиям. Раскольников старается помочь Мармеладову, спасти его, "как будто дело идёт о родном отце". И это не лишено оснований, потому что их судьбы могли бы быть очень похожими, если бы Раскольников поступил так же, как и Мармеладов, и принял жертву сестры. Раскольников изо всех сил старается помочь Мармеладову, он понимает, что отставной чиновник никому не нужен, и если он не поможет, то никто не поможет. Отношение других людей к пострадавшему выражается в том, что на лестницу его собираются заносить ногами вперёд, словно мёрёд, словно мёртвого. Никому и дела нет до состояния Мармеладова, всем интересно узнать, чем всё закончится. Возможно, то, что толпа собралась вокруг коляски, говорит не о значимости происшествия, а только о моральном разложении общества, потому что все чувствуют не сострадание, но довольство и интерес. "Во всех присутствовало ощущение довольства, которое всегда замечается, даже в самых близких людях, при внезапном несчастии с их ближним, и от которого не избавлен ни один человек, без исключения, несмотря даже на самое искреннее чувство сожаления и участия". Эти слова Достоевского очень точно характеризуют сущность человека, "так он устроен", поэтому безразличное отношение людей друг к другу, признание лишь собственных интересов, - это проблема, возникшая не только в данном обществе и в данное время, такое положение существует всегда. Человек - эгоист по натуре.
Наряду с описанием трагедии, мы видим обстановку, в которой проживает семья Мармеладова, типичную комнату бедных людей. "Дверь на лестницу была отворена, чтобы хоть как-то защититься от табачного дыма". Мы видим безысходность положения людей, проживающих в комнате. У них есть 2 пути: либо открыть дверь на лестницу и защититься от внутренних неудобств (табачного дыма), но при этом представить всю свою личную жизнь на всеобщее обозрение, либо закрыться, отгородившись от посторон-них взглядов, но умереть от удушья или чахотки, как в случае с Катериной Ивановной. Атмосфера комнаты - главная причина болезни Катерины Ивановны. Другая причина - сложная обстановка в семье, невозможность высказаться, поделиться своими воспомина-ниями, единственными лучиками света в её тёмном мире. Именно поэтому Екатерина Ивановна ходит взад-вперёд по комнате, лишь только появится свободная минутка. В это время она думает не только об обыденных проблемах, но чаще погружается в воспомина-ния о прошлом.
Атмосфера комнаты повлияла не только на Катерину Ивановну, но и на детей. Они замкнуты и серьёзны, будто на них надета какая-то маска, не присущая обычным, здоровым детям. За этой маской нельзя увидеть истинного лица, понять их чувства. Лишь когда вносят искалеченного Мармеладова, мы видим проявления искренних чувств. Даже самый серьёзный малыш, словно случайно, выкрикивает: "Сто есть духу беги!" - но тут же принимает прежний вид.
Страдания Катерины Ивановны и детей помогают нам увидеть, насколько жестоки и безнравственны люди, которые наполнили комнату. В них нет сострадания и уважения к потерпевшему. Смерть человека для них - "спектакль", на котором, по их мнению, можно присутствовать в шляпах и с папиросами, ещё больше отравляющими чахоточную. "Хоть бы умереть-то дали спокойно!" - в исступлении восклицает Катерина Ивановна. Любому человеку, кто бы он ни был, перед смертью отпускают все грехи и пытаются облегчить его страдания - это моральный закон, который не должен нарушать ни один человек. Как говорит Библия, после смерти начинается новая жизнь, и то, как она сложится, определя-ется перед смертью.