"Вера в человека у Достоевского покоится не на сентиментальном воспевании человека, — она, наоборот, торжествует именно при погружении в самые темные движения человеческой души."
В. В. Зеньковский (Из книги «История русской философии» )

«Преступление и наказание» — роман о преступлении, но отнести его к «криминальному, детективному» жанру нельзя, его называют романом-исповедью, романом-трагедией, одним из величайших философско-психологических романов. В романе для
читателя нет загадки в том, кто убийца, сюжет развивается вокруг другого: повествование построено так, что на всем его протяжении мы напряженно следим за каждым движением воспаленной мысли Раскольникова, за одинокими блужданиями его души,
за лихорадочной сменой решений и противоречивых поступков.
Другие персонажи романа обрисованы таким образом, чтобы, не утрачивая большого самостоятельного значения, они, каждый по-своему, «разъясняли» ту драму, которая развертывается в сознании Раскольникова между помыслами и душой.
«...Раскольников единственный герой книги. Все остальные — проекции его души. Тут-то и находит объяснение феномен двойников. Каждый персонаж, вплоть до случайных прохожих, вплоть до забитой насмерть лошади из сна Раскольникова, отражает частичку его личности » (П. Вайль, А. Генис. «Страшный суд»).
Разумихин, Свидригайлов, Лужин, Мармеладов, Соня, Порфирий Петрович становятся для Раскольникова как бы воплощенным разрешением его собственного вопроса, «разрешением, не согласным с тем, к которому пришел он сам, поэтому каждый
задевает его за живое и получает твердую роль в его внутренней речи". Таким образом. Раскольников становится духовным и идейным центром романа.
В «Преступлении и наказании» история главного героя тесно переплетается с двумя сюжетными линиями: историей семьи Мармеладовых и судьбой Дунечки и Пульхерии Александровны, а также связанными ними историями Свидригайлова и Лужина. Эти
две параллельно развивающиеся фабулы теснейшим образом связаны с Раскольниковым и его теорией. С ними он ведет страстный спор в своих внутренних монологах. «Каждое лицо входит... в его внутреннюю речь не как характер или тип, не как фабульное лицо его жизненного сюжета (сестра, жених сестры и т. п), а как символ некоторой жизненной установки и идеологической позиции, как символ определенного жизненного решения тех самых идеологических вопросов, которые его мучают» (М. М. Бахтин)
Совершенство композиции «Преступления и наказания» в имеет себе равных. Состоящий из шести частей и эпилога роман, «построенный на искусной оркестровке напряжений, проходит через две кульминации, после которых наступает развязка.
Первая такая точка — преступление. Вторая – наказание. Причем Достоевский пишет больше о наказании, чем преступлении Раскольникова Но даже и не наказание, а «восстановление погибшего человека» более всего волнует Достоевского как художника и мыслителя, поэтому, сменяя друг друга, в романе звучат мотивы осуждения и защиты Раскольникова, нарастая к эпилогу, где намечен путь к возрождению героя и его постепенному обновлению, за которое необходе намечен путь к возрождению героя и его постепенному обновлению, за которое необходимо «заплатить... великим, будущим подвигом».
Чтобы развенчать антигуманную теорию Раскольникова, Достоевский показывает нам целый ряд персонажей. Одни (такие, как Лужин и Свидригайлов) являются своеобразным воплощением жизни по теории Раскольникова. Другие, такие, как Соня и Порфирий Петрович, показаны в романе для того, чтобы разоблачить эту теорию. Все они являются своеобразными "двойниками" главного героя. Достоевский раскрывает перед нами их характеры.
Раскольников видит отражение своей теории в Лужине и Свидригайлове. Это сильные мира сего. Лужин - это человек деловой, расчетливый, желчный, тщеславный. Для него на первом месте стоят деньги. По отношению к Дунечке и матери Раскольникова Лужин ведет себя необыкновенно нагло и развязно. Он «до последней черты куражился над этими двумя родными женщинами».
"...Выходит, что от Лужина, если не до самого Раскольникова, то, во всяком случае, до его «Наполеона», до мыслишки-то его — в сущности, рукой подать... В этом-то, конечно, и заключается основание ненависти между Лужиным и Раскольниковым.
Не то чтобы они очень, слишком бы мешали друг другу, а уж сходство-то чересчур «того»: т. е. так отвратительно похожи они и так обидно карикатурят один другого, что хоть плачь..." И.Ф. Анненский (Из статьи «Достоевский в художественной идеологии»)
Все три основные, параллельно развивающиеся завязки романа — драма Раскольникова, Сони и Дуни стремятся в сущности к одной цели — показать загадочное, роковое смешение в жизни добра и зла...
В чистой и святой девушке, в Дуне, открывается возможность зла и преступления, — она готова предать себя, как Соня. В развратном, погибшем человеке, в Свидригайлове, открывается возможность добра и подвига. Здесь тот же основной мотив
романа, вечная загадка жизни, смешение добра и зла.
Свидригайлов альтернативный представитель "сильных мира сего", отличается от Лужина. Мощные страсти живут в его душе.
В нем есть и сладострастный: зверь, и жаждущий любви человек. Свидригайлов надеется, что любовь Авдотьи Романовны могла бы возродить его душу. Да ведь и факт совершения Свидригайловым преступлений нигде автором не подтверждается: в основном это сплетни подлеца Лужина. Свидригайлов активно добр; он помогает Сонечке и сиротам Мармеладовым.
При первой же встрече с Родионом Свидригайлов замечает, "что между ними есть какая-то общая точка". В последнем разговоре героев, наконец, выявляется вся бездна, разделяющая этих людей. Свидригайяов, ранее считавший, что Раскольников преступник и циник по своим убеждениям, вдруг понимает, что это не так. Он замечает у Родиона
"шиллеровские" . представления о добре и зле, которые остаются значимыми для Раскольникова и после совершения убийства. Родион Раскольников с болезненным чувством выслушивает тирады о "моральных" принципах Аркадия Ивановича.
Совесть Свидригайлова лишь иногда, во снах, напоминает о себе.