Природа дала человеку в руки оружие — интеллектуальную и моральную силу, но он может пользоваться этим оружием и в обратную сторону; поэтому человек без нравственных устоев оказывается существом самым нечестивым и диким…
Аристотель


Нравственные проблемы рассматривались во многих произведениях писателей Х1Х века. Законы нравственности вечны, они являются основой поведения человека. Вопросы влияния нравственного на людей широко представлены в романах Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» и «Братья Карамазовы».

Герой романа «Братья Карамазовы» Алеша Карамазов, самый младший из трех братьев, « ангел во плоти», с самой ранней юности возлюбил благочестие и избегал блудных и дурных помыслов. « В нем была дикая, исступленная стыдливость и целомудренность». Даже юные сверстники его, гимназисты, несмотря на все старания, не могли всеми своими соблазнами поколебать его исступленной целомудренности. Когда они начинали заговаривать «про это», то Алеша быстро затыкал уши пальцами. В юности Алеша Карамазов поступил в обитель, где отдал себя в послушание старцу Зосиме. Послушника Алексия (так стали называть Алешу в обители) любили все добрые и благочестивые люди. Куда бы он ни являлся, всюду вносил мир, любовь, благодать, добрые помыслы и исправление. Один только его внешний облик уже имел благотворное влияние на грешников. Например, женщине легкого поведения Грушеньке, жившей на иждивении у купца Самсонова, «диавол вложил в сердце мысль искусить и обольстить своими плотскими прелестями юного инока, вовлечь его в блуд и тем самым опозорить праведного инока». Для этого Грушенька подкупила своего родственника Ракитина, чтобы он привел к ней Алексия. Но едва только она увидела Алексия и услышала сладкий голос его речи, как « сатанинский умысел отлетел от ее сердца». Она чистосердечно раскаялась в своем грехе и попросила у Алексия прощения.

Откуда же и каким образом развилась в Алеше Карамазове такая сила благочестия и чудодейственного нравственного влияния? Автор романа не показывает нам процесс нравственного развития своего героя. Но, я думаю, что нравственные черты Алеши врожденные, унаследованные от своей матери. Конечно, большое нравственное влияние на него оказал старец Зосима— самый великий праведник в романе. Зосима был прибежищем, духовной опорой и утешением страждущих, скорбящих и обездоленных, озлобленных и беспомощных. Брат Алеши Дмитрий Карамазов был человек буйного и неукротимого нрава. Это был кутила, безобразник, дебошир, отличался склонностью к дурным поступкам. Но при всем при этом он был верующим человеком, имевшим в сердце бога и совесть. Когда был убит отец братьев Карамазовых, подозрение в убийстве пало на Митю. Митя был арестован и предан суду. Здесь-то и обнаружилось величие души Мити, вся глубина его веры в бога. Для искупления своих грехов Митя решил пострадать безвинно. Кроме того, однажды во сне он увидел страдающее дитя, и с тех пор его постоянно мучила мысль: отчего, почему и для чего страдает дитя и чем может быть искуплено его страдание. Вот теперь он и решил заодно пострадать для искупления страданий этого дитя. Представлялось ему в тюрьме несколько искушений, но он устоял перед ними. К нему повадился ходить семинарист-безбожник Ракитин, чтобы выпрашивать у него денег, а вместе с тем и поколебать его веру и совратить в безбожие. С этой целью Ракитин втолковывал Мите, что душа и весь духовный мир— это одна химия и нервные хвостики. Но безнравственные наветы семинариста только временно смутили Митю, но не поколебали. Затем брат Мити, Иван Карамазов, предлагал ему для уклонения от суда и наказания бежать в Америку. Митя отверг и это искушение. Решение Мити безвинно пострадать с тем, чтобы нравственно возродиться и искупить этим чужие страдания, является серьезным моральным принципом.
В другом своем романе «Преступление и наказание» Достоевский уже на первых его страницах ставит тупиковые вопросы нравственного: «Тварь я дрожащая или право имею?» Можно ли совершить преступление во имя добра, во имя спасения «униженных и оскорбленных»? Здесь и вопрос героя романа Раскольникова, который не живет, а существует в условиях крайней бедности и нужды, унижающих человека. Теория, которая привела Раскольникова к преступлению, проходит в романе как какое-то единство сердечной муки и ищущей мысли. Читая роман, мы видим, что Раскольников— человек, воспринимающий чужую боль острее, чем собственную. Он спасает детей из огня, хотя и рискует при этом своей жизнью, он делится последним с семьей Мармеладова. Родион Раскольников—это личность, в которой на равных правах сочетаются и добро, и зло.

Раскольников горд, одинок, необщителен, он убежден в своей исключительности. Размышляя о жизни в своей каморке, он приходит к теории, которая чудовищна по своей сути, но имеет стройный и убедительный вид. Раскольников убежден, что человечество делится на людей обыкновенных, которых большинство, и на людей необыкновенных, таких, как Наполеон, которые навязывают большинству свою волю, не останавливаются, если нужно, и перед преступлением. По его мнению, это вечный закон: «кто крепок и силен умом и духом, тот над ним и властен». Раскольников считает, что его непогрешимая теория открывает выход из всех жизненных тупиков, но он сомневается, властен ли он «над всей дрожащей тварью»… Все доброе, чистое, нравственное, человеческое восстает в Раскольникове против убийства, но он смиряет себя своей теорией, его подталкивают «некоторые случайности», и он решается совершить убийство.

После совершения преступления Раскольников испытывает муки совести, хотя и продолжает верить в свои идеи. Он говорит Соне в ответ на вопрос, как спасти гибнущих детей, что надо, сломать… и страдание взять на себя.

Имеется в виду не только грех убийства, но и гордыня, мысль о том, что все — «твари дрожащие», а он, возможно, «право имеющий», избранный. Преступление Раскольникова — это игнорирование заповеди Христа— «Не убий».

Постепенно Родион все чаще думает, что он сам оказался не Наполеоном, а «вошью». Онне может объяснить даже себе, зачем убил, он понимает, что нельзя считать человека вошью.