«Вечера на хуторе близ Диканьки» — первая книга Н. В. Гоголя, сразу же завоевавшая успех и признание. А. С. Пушкин писал: «...Все обрадовались этому живому описанию племени поющего и пляшущего, этим свежим картинам малороссийской природы, этой веселости, простодушной и вместе лукавой...». Автор рисовал добрые и привлекательные образы людей из народа, в то же время страшное негодование писателя вызывала духовная пустота, мелочные интересы, глупость буржуазии и помещиков.

В этом произведении заложена присущая только Гоголю манера — замечать за смешным грустное, «сквозь видный миру смех... незримые ему слезы». Поэтому в сцены, наполненные живым юмором, солнечным смехом, то и дело вплетаются тревожные нотки. Автор пытается перевернуть несправедливый мир с помощью сокрушительной сатиры. Имени автора на книге не было, вместо этого на титуле обозначено: «Повести, изданные пасичником Рудым Паньком». С виду простак, а на самом деле мудрый и лукавый хуторянин посмеивается над представителями власти. К примеру, в «Ночи перед Рождеством» автор с помощью умелой сатиры изображает мир, в котором господствует черствость, корысть, умственная ограниченность, злоба, недоброжелательство и ложь.

Так, рисуя образ Солохи, автор высмеивает хитрость, лицемерие, стремление делать подлость людям ради удовлетворения своих интересов. Она «кланялась всем», со всеми была приветлива, но приветливее всего была она с казаком Чубом, у которого в сундуках было много полотна, «восемь скирд хлеба всегда стояли перед его хатою», во дворе было много разной живности, а огород густо засеян овощами, маком, подсолнечником и табаком. «Все это Со-лоха находила не лишним присоединить к своему хозяйству, заранее размышляя о том, какой оно примет порядок, когда перейдет в ее руки...» А чтобы ее планы никоим образом не разрушились, она строила всякие козни кузнецу Вакуле, старалась поссорить его с Чубом, чтобы «Вакула не подъехал к его дочери и не успел прибрать всего себе».

В образе Пацюка автор высмеивает лень и праздность. Мы застаем его за поеданием галушек: «Не подвинувшись ни одним пальцем, он слегка наклонил голову к миске и хлебал жижу...».

Видя эту картину, Вакула думает о том, что «этот еще ленивее Чуба: тот, по крайней мере, ест ложкою, а этот и руки не хочет поднять!»

В повести мы видим и спесивых генералов, которые услужливо суетятся и кланяются Потемкину, они, «казалось, ловили его каждое слово и даже малейшее движение, чтобы сейчас лететь выполнять его».

Автор в сатирической манере критикует подобные человеческие пороки.

В то же время в повести присутствует и добродушный смех, который мы мгновенно отличаем от смеха едкого, бичующего. С помощью юмора автор критикует не все в изображаемом человеке или явлении, а только отдельные стороны. Поэтому юмор содержит не только насмешку, но и авторское сочувствие, симпатию. Чаще всего юмор построен на несоответствии внешнего и внутреннего, например, когда пан голова, богатый казак Чуб и дьяк хотят быть важными особами, а попадают в комическое попадают в комическое положение. Читая повесть, мы от души смеемся над этими «важными» посетителями Сол охи, попавшими в один мешок, над головой, не сдержавшим икоты и кашля и оказавшимся разоблаченным. В юмористической форме автор показал свойственные всем людям слабости и недостатки, от которых нужно избавляться, и отразил актуальные во все времена проблемы, стоящие перед любым обществом. Вот почему сборник этого замечательного писателя получил широкую известность не только у нас, но и в большинстве зарубежных стран.