Александр Николаевич Островский в- своем творчестве стремился совместить остроту противоречий взглядов и стремлений с широтой осмысления жизненных процессов и проблем. Этому служила необычная композиция пьес Островского, которая допускала появление не связвнных сюжетом сцен и персонажей

Такое новаторство в драматургии помогло А.Н. Островскому создать истинные "пьесы

жизни" (по определению Добролюбова), в которых на "первом плане является всегда

общая, не зависящая ни от кого из действующих лиц обстановка жизни".

Островский воссоздает быт, нравы, психологию и социальные отношения

купеческой среды и свое достоинство, конфликты новых веяний и старого порядка

жизни. Максимального напряжения эти конфликты достигают в драме "Гроза", где они сосредоточены в судьбе героини.

В пьесе "Гроза" жизнь показана автором в предгрозовой атмосфере, когда внешне пока все обстоит благополучно, но читатель и зритель проникаются ощущением сильного напряжения и чувств, и страстей, когда вот-вот разразится катастрофа. Это атмосфера

первого действия, которое знакомит нас с главной героиней -Катериной Кабановой.

Над Катериной, какой мы видим ее в начале пьесы, властвует сила страха - это страх возмездия за грехи. В первом акте отделенные удары грома, разбередившие тревогу Катерины, побуждают ее признаться Варваре в своей любви к Борису. Свою любовь религиозная Катерина считает грехом. Она не боится смерти, а боится, что смерь застанет ее такую, какая она есть "после этого разговору-то", "со всеми твоими грехами, со всеми помыслами лукавыми". Но Катерина - бесстрашная натура. В любви к Борису есть

что-то стихийное. Она вопреки своему страху, вопреки нравственным законам Калиновского общества встречается с Борисом. "Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?" - говорит он своему любимому.

Но мироощущение Катерины трагично: она предчувствует, что ее ждет близкая смерть. Обостренное нравственное самосознание терзает и мучает ее. Внутренний голос ее совести заставляет Катерину увидеть в грозе природы суд и наказание себе. Терзаемая угрызениями совести, бросается она в ноги мужу и всенародно кается в своем грехе. Но в словах покаяния звучит не одна слабость и отчаяние, но и сила духа героини, ее самоотверженная отвага и противоборство темным предрассудкам домостроевской морали. Она не могла как Варвара с Кудряшом, жить в потаенной любви, лишь бы все было "шито-крыто". Испытав огромный и чистый любовный порыв, Катерина ощутила свои человеческие права на счастье, любовь и радость. Но, живя среди "кабановских понятий о нравственности", она не могла последовать влечению своего сердца, не

оказавшись "преступником в собственных глазах". Вольнолюбивые порывы,

свойственные душе Катерины, ее радость жизни и уже проснувшееся ощущение права на

человеческую жизнь не дают ей возможности и сил бороться с естественным влечением своего сердца и не позволяют смириться с порядками "темного сердца и не позволяют смириться с порядками "темного царства". Всенародное покаяние героини было продиктовано не только и не столько суеверием, религиозными предрассудками и невежеством, сколько ее глубокой и чуткой совестливостью, ее стремлением к нравственному очищению. Ее страх перед грозой - это не слабость души, а сознание собственной нравственной ответственности, которая побуждает Катерину к признанию.

Катерина - это натура бесстрашная, чистая, стихийная, свободолюбивая. После признаний в своей грешной любви, Катерине совсем невмоготу жить в доме Кабанихи, под ее неотступной тиранией, под жесткими и несправедливыми, уже устаревшими, законами Домостроя. Она не выдерживает и уходит. Узнав, что Борис уезжает, она лишается самого дорогого в жизни и последней своей опоры в ней. Не смея и не желая вернуться домой, Катерина бросается в омут, ища освобождения от мук жизни. "Ее охватило отчаяние, но. для такого поступка нужно иметь большое мужество, огромную силу воли и свободолюбие.

Кончая жизнь самоубийством, совершая страшный грех, Катерина бросает вызов тем темным силам, которые так мучили ее. Искупив безмерной ценой свою вину, бедная женщина спасает себя от неволи и унижения. Гордая и жизнелюбивая при жизни, она и мертвая, как живая. И ей, мертвой, завидует оставшийся жить и мучиться Тихон.

Катерина покончила с жизнью бессознательно, не думая, не рассуждая. Но в ней мы видим стихийный протест против тех устарелых понятий о нравственности, по которым живут Кабаниха и Дикой, "...Протест, доведенный до конца, провозглашенный и над домашней пыткой и над бездной, в которую бросилась бедная женщина.

Она не хочет мириться, не хочет пользоваться жалким прозябанием, которое

ей дают в обмен за ее живую душу". Какою же отрадною, свежею жизнью веет на нас

здоровая личность, находящая в себе решимость покончить с этой гнилой жизнью во

что бы то ни стало!" Этим слова Добролюбова красноречиво доказывают,

что в самоубийстве Катерины никак нельзя узрить слабость души и трусость.

Я глубоко согласна с оценкой великого критика. Самоубийство Катерины - это есть протест против тирании "темного царства", против всего, что мешает человеку быть

счастливым.