Через все творчество И. А. Бунина проходит мотив тоски по уходящему прошлому. Писатель говорит о разорении дво¬рянства, бывшего хранителем и создателем культуры. Этот мотив находит свое лирическое выражение в таких произве¬дениях, как рассказ «Антоновские яблоки» и повесть «Сухо¬дол».
В «Антоновских яблоках» Бунин вспоминает доброе ста¬рое время, когда дворянство переживало идиллическую пору своего существования; в повести «Суходол» он с грустью вос¬создает хронику некогда знатного рода дворян Хрущевых.
«Многие из соплеменников наших, как и мы, знатны и древни родом. Имена наши поминают хроники: предки наши были и стольниками, и воеводами, и «мужиками имениты¬ми», ближайшими сподвижниками, даже родичами царей. И называйся они рыцарями, родись мы западнее, как бы твер¬до говорили мы о них, как долго еще держались бы! Не мог бы потомок рыцарей сказать, что за полвека почти исчезло с лица земли целое сословие, что столько выродилось, сошло с ума, наложило руки на себя или было убито, спилось, опус¬тилось и просто потерялось где-то бесцельно и бесплодно!»
Такие размышления о судьбе дворянства заполняют «Су¬ходол». Это вырождение ярко предстает на страницах повести Бунина, показывающей, как измельчал некогда знатный род. Его последние представители «сосуществуют» между собой, как пауки в банке: доходит иногда до того, что они хватаются за ножи и ружья. И тем не менее персонаж, от имени которого ведется повествование, приходит к выводу, что мужики и дво¬ряне прочно связаны с суходольской усадьбой. В последнем отпрыске дворянского рода Хрущевых он усматривает «суходольскую мужицкую силу». «А все же мы на деле — мужики. Говорят, что составляли и составляем мы какое-то особое со¬словие. А не проще ли дело? Были на Руси мужики богатые, были мужики нищие, величали одних господишками, а дру¬гих холопами — вот и разница вся».
Особенности мировоззрения Бунина дают возможность понять его поэзию в годы революции и гражданской войны.

Он много путешествует. Но мыслями он был со своей родной землей. Постепенно природа России станови¬лась для Бунина той целительной и благотворной силой, ко¬торая дает человеку все: радость, мудрость, красоту, ощуще¬ние беспредельности, разнообразия и целостности мира, ощу¬щение своего единения со своей нацией, со своим народом.
Бунин превосходно чувствует и мастерски изображает обыденную жизнь. Для его прозы характерна простая компо¬зиция, отсутствие острой интриги, резко выраженных завя¬зок и развязок.
Повествование обычно ведется в эпически спокойных тонах, выводы не подсказываются читателю, а вытекают ес¬тественно, как результат изображаемого. Автор описывает мельчайшие подробности обстановки, портрета, пейзажа. Вот характерная бунинская картина из рассказа «Подтор¬жье»: «За телегами идут привязанные к ним лошади и коро¬вы. На ногах коров тоже блестит низкое солнце, коровы идут медленно, с женскою неловкостью. Молодые кобылки и же¬ребчики, когда их объезжаешь рысью, красиво и гневно горячатся, шарахаются. И пахнет и конским навозом, и коро¬вами, дегтем, и сеном, которым набиты тележные задки, больше же всего — городом и ярмарочным станом, уже рас¬кинувшим навозом, и коро¬вами, дегтем, и сеном, которым набиты тележные задки, больше же всего — городом и ярмарочным станом, уже рас¬кинувшимся на громадном выгоне перед монастырем. Там, на этом выгоне, белеют балаганы, дымят собранные на ско-рую руку походные печки, набралось порядочное количество скотины и телег с поднятыми оглоблями, расставленных, од¬нако, еще довольно просторно...»
Бунин воспроизводит живой народный колорит речи. В рассказах о крестьянстве, особенно в повести «Деревня», он ярко передает своеобразие говора крестьян средней полосы.
Особенно ярко переданы сложные стороны жизни не вы¬сокоинтеллектуальных, образованных героев, способных глу¬боко мыслить, а самых обыкновенных, простых людей, Ка¬кими являются как главные герои — Тихон и Кузьма Красовы, Молодая и Денис Серый, так и многочисленные второ¬степенные, эпизодические лица.
А. Бунин.
В таких произведениях, как «Антоновские яблоки», «Су¬ходол», «Жизнь Арсеньева», на первый план выдвигается лирическое настроение, связанное у Бунина с идеализацией безвозвратно ушедшего, что придает элегический тон изобра¬жаемому.
Русский характер... Основы души и поведения челове¬ка... Трудные, до конца не познанные тайны российского бытия исследует Бунин в большинстве своих произведений, поэтому, видимо, и волнуют нас сегодня его размышления над истоками национального характера.