Произведения А. И. Куприна поражают читателя разнообразием тематики.
Этот замечательный русский писатель делает героями своих книг актеров, фабрикантов, инженеров, офицеров, дворянскую аристократию и других своих современников. Знания о них он брал из жизни, поскольку вращался в разных социальных средах, общался с самыми разными людьми.
Куприн изъездил всю Россию, меняя одну профессию за другой. Он изучил страну и знал ее во всех качествах, любил жить одной жизнью с простыми людьми, выспрашивать их, следить за ними, запоминать их язык, их говор.
Творчество Куприна по праву называют “энциклопедией жизневедения”. Все окружающее, в особенности человеческий быт, обиход, служило для него показателем внутренней жизни человека, объяснением его поведения. Писатель поражает нас своими познаниями в любой области жизни. Они обретают особую ценность, потому что это житейские наблюдения Куприна. Это и придает прозе Куприна богатство реалистичного отражения жизни.
Например, в рассказе “Анафема” Куприн показал себя блестящим знатоком церковной службы с ее “крюковскими” распевами, требниками, канонами. В “Поединке” и в цикле военных рассказов Куприн —- непревзойденный знаток армейской службы и нравов. Обо всем он пишет, как знаток, — о цирке, актерской работе, охоте, рысистых бегах и нравах животных. А в книге “Киевские типы” Куприн предстает перед нами как проницательный наблюдатель, сумевший вникнуть в душевный мир разнообразнейших людей, создать целую галерею киевских обывателей. Поэтому мы с уверенностью можем говорить о таланте Куприна-реалиста.
Но, читая его произведения, мы видим в них и другую сторону — романтическую. Куприн повсюду искал ту силу, которая могла бы возвысить человека, помочь ему обрести внутреннее совершенство и счастье.
Такой силой могла стать любовь к человеку. Именно этим чувством пронизаны повести и рассказы Куприна. Человеколюбие можно назвать главной темой таких произведений, как “Олеся” и “Анафема”, “Чудесный доктор” и “Листригоны”. Прямо, в открытую, Куприн говорит о любви к человеку не так уж часто. Но каждым своим рассказом он призывает к человечности.
А для реализации своей гуманистической идеи писатель использует романтические художественные средства. Куприн зачастую идеализирует своих героев (Олеся из одноименного рассказа) либо наделяет их почти неземными чувствами (Желтков из “Гранатового браслета”). Очень часто романтическими бывают финалы произведений Куприна. Так, например, Олесю изгоняют из общества вновь, но на этот раз она вынуждена уехать, то есть покинуть чуждый ей мир. Ромашов из “Поединка” уходит от действительности, полностью погружаясь в свой внутренний мир. Потом в поединке с жизнью он погибает, не вынося мучительной раздвоенности. Желтков в рассказе “Гранатовый браслет” стреляется, когда теряет смысл жизни. Он бежит от своей любви, благословляя свою возлюбленную: “Да святится имя твое!”
В романтические тона окрашена у Куприна тема любви. О ней он говорит благоговейно. О своем “Гранатовом браслете” писатель говорил, что ничего более целомудренного он еще не писатель говорил, что ничего более целомудренного он еще не писал. Этот замечательный рассказ о любви, выражаясь словами самого Куприна, — “великое благословение всему: земле, водам, деревьям, цветам, небесам, запахам, людям, зверям и вечной благости и вечной красоте, заключенной в женщине”. Несмотря на то, что в основу “Гранатового браслета” положены реальные жизненные факты и у его героев есть свои прототипы, он представляет собой ярчайший образец романтической традиции.
Это говорит нам об умении Куприна видеть в реальности поэтически возвышенное, а в человеке — самое лучшее и чистое. Поэтому мы можем назвать этого писателя и реалистом и романтиком одновременно.