Максим Горький известен нам как классик проле¬тарской литературы. В его творчестве нашли отраже¬ние реальные события начала XX столетия, потрясшие Россию и весь мир. Певец революции, М. Горький во¬шел в историю литературы не только как реалист. На раннем этапе творчества писатель обратился к ро¬мантизму, благодаря которому создал ряд ярких лите¬ратурных образов. Горького привлекло в романтизме «умение возбу¬дить... мятеж против всякого гнета». Это литературное направление позволяло писателю не только создать идеальный образ мятежника, борца за свободу людей, но и передать романтический дух времени перемен. Гордый Сокол, гибнущий в глубоком ущелье, смельчак Данко, осветивший факелом своего сердца дорогу лю¬дям, Буревестник, реющий «над седой равниной мо¬ря» — всех этих героев Горького объединяет стремле¬ние к свободе, перед которой отступает даже страх смерти.
Старый цыган Макар Чудра из одноименного рас¬сказа Горького говорит, что человек, обрекший себя на рабскую участь, не видит главного: ему неведома воля, непонятна степная ширь. Только свобода является для человека настоящей ценностью, утверждает герой Горького. Для примера он рассказывает легенду о люб¬ви двух молодых цыган, сильнее которой стала любовь к свободе. Трагический финал легенды (Лойко убивает Радду на глазах всего табора и гибнет сам) вызван не внешними обстоятельствами, а именно тем, что ни Лой¬ко, ни Радда не хотели из-за своего сильного чувства терять свободу.
К свободе стремятся и герои легенд, рассказанные молдаванкой Изергиль. Герои рассказа «Старуха Изергиль» — Ларра и Данко — противопоставляются друг другу. Но есть у них и общие черты. Сила характера, гордость и вольнолюбие подчеркиваются в Ларре его необычным происхождением (Ларра — сын орла и де¬вушки из могучего племени). Но хорошие качества это¬го героя превращаются в свою противоположность, по¬тому что он презирает людей, жестоко обращается с ними.

Ларра превращается в тень, он обречен на веч¬ные страдания, потому что люди теперь отворачивают¬ся от него. Ощущая свое безграничное одиночество, Ларра становится несчастным. Тем самым Горький го¬ворит о том, что жизнь ради свободы в одиночестве те¬ряет смысл.
Настоящий герой не должен жить только для себя, не принося добра людям. Это доказывает образ Дан¬ко — другого романтического героя рассказа «Стару¬ха Изергиль». Данко тоже стремится к свободе, но свободе не для себя лично, а для людей своего пле¬мени, изгнанных врагами в глубь непроходимого леса. Данко берет на себя тяжелую миссию вывести людей к свету. Но путь этот трудный и далекий. «Усталые и злые», люди начинают винить героя этой легенды в их несчастье, приговаривая его к смерти. Но Данко не обижается на уставших людей, он выше этого. Ра¬зорвав себе грудь, он вырывает свое сердце и освеща¬ет им дорогу к свету. Герой легенды, в отличие от Ларры, счастлив, что отдал свою жизнь людям: «Ки¬нул взор вперед себя на ширь степи гордый смельчак Данко •— кинул он радостный взор на свободную зем¬лю и засмеялся гордо». И люди после его смерти об¬рели надежду. На примере Данко Горький показывает глубину нравственных сил человека, его способность пожертвовать собой для блага других. Но мы видим, что поступок Данко не был оценен по достоинству: «Люди не заметили смерти героя и не видели, что еще пылает рядом с трупом его смелое сердце. Только один осторожный человек заметил это и, боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой... И вот оно, рас¬сыпавшись в искры, угасло». Время таких героев, как Данко, еще не настало, — говорит этими строками Горький.
Но в «Песне о Соколе» мы видим, что свободолюби¬вые мысли романтического героя Горького уже находят отзыв у окружающих. Так, Сокол, рвущийся к небу, заразит своей страстью «много смелых сердец», верит писатель. Даже Уж делает попытку взлететь ввысь, но... «рожденный ползать летать не может».
А небо доступно только поисти¬не храбрым и смелым, таким, кто, как Сокол, одержим мечтой о свободе и новой жизни. Храбрость Сокола, гибнущего в ущелье, Горький называет «безумством». «Капли крови его горячей, как искры, вспыхнут во мраке жизни», — утверждает Горький.
«Сила гнева, пламя страсти и уверенность в побе¬де» — всеми этими качествами обладает романтичес¬кий герой Горького Буревестник, Предвестник бури, он жаждет ее и не боится никаких потрясений. Наоборот, Буревестник взмывает ввысь, чтобы «пронзить» мрак, увидеть за тучами солнце. Буря у Горького — это предзнаменование новой, лучшей жизни, протест про¬тив жалкого, убогого существования. А Буревестник — герой, который не боится перемен и жаждет свободы. В «Песне о Буревестнике» Горький создает образ ге¬роя-бунтаря, такого, каким является идеал романтиче¬ского героя писателя — не только свободолюбивого, но и обладающего волей к победе.
Созданные Максимом Горьким образы романтиче¬ского героя соответствовали духу своего времени, требовавшего социальных перемен. Но какими долж¬ны быть эти перемены? По мнению Горького, переме¬ны должны были быть революционными, что требова¬ло именно таких героев. Может быть, их даже еще не было к моменту создания писателем его романтичес¬ких произведений. Ведь недаром идеал романтическо¬го героя Горького воплощен в Буревестнике — в пти¬це, а не в человеке. В русской литературе XX века мы встречаем разное отношение к революции — от восторженного приветствия до полного отрицания. Но как бы то ни было, у романтического героя Горько¬го есть много общепризнанных положительных человеческих качеств. Это прежде всего свободолюбие, протест против рутинности жизни, умение служить людям.