Все, ребята! Отплясались
На балу у Сатаны.
У чертей на сковородке
Вы будете как караси
Лихо вжаривать чечетку
За предательство Руси!
Сатана гулять устал —
Гаснут свечи, кончен бал... Игорь Тальков
Нынешняя слава романа Булгакова “Мастер и Маргарита” безмерно велика. Безмерно трудным было и его рождение. Работу над ним писатель начал предположительно в 1928 году. Но вскоре рукопись была предана огню.
“И лично я, своими руками бросил в печку черновик романа о дьяволе”, — писал Михаил Булгаков в марте 1930 года.
В знаменательном для писателя 1932 году (в этом году Булгаков заключил брак с Еленой Сергеевной Шиловской) работа над романом возобновилась. В 1937 году, когда книга была окончена, она получила название “Мастер и Маргарита”.
Роман представляется грандиозным сооружением, опорами которого служат Евангелие, средневековые немецкие баллады и народные легенды о Фаусте, трагедия "Фауст" Гете, повести Гофмана и рассказ о Понтий Пилате Анатоля Франса, рассказы Александра Грина. Мотивы литературы прошлого, вошедшие в роман Булгакова и переосмысленные в нем, сделали его произведением неординарным.
Действие романа охватывает время от античности до начала XX столетия. Оно разворачивается на огромном пространстве — от древней Иудеи, минуя европейские скалистые вершины, до Москвы. Порой книга Булгакова напоминает лабиринт, в котором долго идешь к конечному смыслу, протягивая ариаднину нить, чтобы не заблудиться, все время сопоставляя его образы. Вот тащат на крест Голгофы бродягу, а вот Воланд творит зрелище сценических переодеваний. Вот идет представление в московском театре "Варьете" . И вдруг мы вместе с черными всадниками мчимся по воздуху! А чего стоят чудеса в ресторане МАССОЛИТА, в подвале, в квартире Лиходеева?! Так что, как говорил Шекспир, "весь мир — театр".
Но все-таки можно выделить три плана этого произведения: исторический, реальный и фантастический. Они примыкают друг к другу, но иногда, как в калейдоскопе, меняются местами.
С первым планом связана история Понтня Пилата и Иешуа. Рассказывая о том, что произошло две тысячи лет тому назад, развертывая действие среди пейзажей древней Иудеи, Булгаков как бы вводит читателя в живое тело Истории. “В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана в крытую коллонаду между двумя крыльями дворца Ирода Великого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат”. Даже когда перечитываешь роман, это вступление второй главы поражает магией слова. Создается ощущение живого присутствия. Кажется, что чувствуешь на себе движение воздуха от движения плаща прокуратора.
Перед нами Пилат, грозный властитель, наместник могучего Рима, прокуратор Иудеи, — человек, наделенной огромной властью. К нему приводят бродягу. На миг появляется представление, что перед великим владыкой стоит ничтожный и жалкий человечишко, что-то из мира низменного. К тому же он на базаре "подговаривал народ разрушить ершалаимский храм". Но это обманчивое чувство приходит только на миг, потому что вскоре выясняется, что в тщедушном теле нищего живет личность мудреца, философа, человека высокого духа.
Иешуа уверен, что "рухнет храм старой веры и создастся новый храм истины". Возникает спор о том, что же есть жизнь, вера в добро, истина. Иешуа — прообраз Иисуса Христа, пришедшего возвестить миру высокие истины, научить добру и милосердию. Не случайно вся эта историческая часть романа возникает тогда, когда Воланд прошептал Бездомному и Берлиозу, что "Иисус существовал". У булгаковского пророка, как и у Христа, есть свои ученики и последователи, например, Левий Матвей. Следуя за сюжетом романа, мы оказываемся свидетелями Голгофы. Тут начинает свой новый отсчет времени сама История.
Сильной стороной романа является тема бессмертия. На каменной вершине две тысячи лет сидит в своем каменном кресле Понтий Пилат, обреченный на бесконечную мучительную жизнь в лунном свете и тягостную славу за низменность своего поступка — трусливую казнь пророка. Напротив, жизнь Иешуа прерывается на двадцать седьмом году, но в памяти людской живет возвышенность его мысли, мечты и смерти. Он обретает подлинное бессмертие.
Автор ставит в романе проблему столкновения тиранической власти и личности. Булгаков подталкивает нас к осознанию множества исторических аналогий, повторяющихся через века: Наполеон 111 и Гюго, Николай 1 и Пушкин, Сталин и Булгаков, Жданов и Ахматова, Семичастный и Пастернак, Брежнев и Солженицын. Тем самым снова мы выходим на просторы исторические.
Самой увлекательной темой романа, безусловно, является история любви Мастера и Маргариты. “За мной, читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык! За мной, мой читатель, и только за мной, и я покажу тебе такую любовь!” Так начинает писатель главу “Маргарита”. Здесь трудно что-либо добавить и прокомментировать.
Фигура Мастера в романе озарена светом возвышенного. Как литературный герой он соотносится с великим Фаустом. Ему тоже свойственна жажда познания, поиск истины, он тоже ищет то мгновение, которое можно назвать прекрасным. Это он проникает в толщи истории, чтобы разобраться в вечном. Так же, как и Фауст, он ведом Сатаной и влюбляется в Маргариту.
Мастер близок и самому Булгакову. Он весь живет во власти творчества, его занимают вечные общечеловеческие проблемы, которыми он мучается. Не зря его имя Мастер пишется с большой буквы. Не случайно судьба его в романе становится трагической. Мастер сжигает сА>ю рукопись. Он отрекается от своего творения, от любви, от самого себя. Лишь после того как он услышал от мессира фразу “Рукописи не горят”, он понял, что за свои произведения надо бороться, что настоящее искусство не исчезнет бесследно. Главное — надеяться и верить.
Маргарита является сильной натурой в отличие от Мастера. Она — носительница поэтической и вдохновенной любви. И чем более непривлекательным, "скучным, кривым" является переулок, где эта любовь возникает, тем более необычным оказывается это чувство, "вспыхнувшее молнией".