иколай Васильевич Гоголь работал над поэмой "Мёртвые души" за границей. Первый том был издан в 1841 году. Писатель
планировал написать поэму в трёх частях. Его задачей в этом произведении был показ Росси с отрицательной стороны, как он
сам говорил - "с одного боку".
В этой поэме показывается отдельный помещик Чичиков, русское общество, русский народ, хозяйство (хозяйство помещиков).
Название "Мёртвые души", я думаю имеет двойной смысл. С одной стороны, Н. В. Гоголь включил в название души умерших
крестьян, о которых так много говорится в поэме. С другой стороны - это "Мёртвые души" помещиков. Писатель показал
здесь всю чёрствость, пустоту души, прздность жизни, всю невежественность помещиков.
В повести о капитане Копейкине показывается отношение чиновников к простому народу, то что государство не уважает
людей, отдавших своё здоровье, а во многих случаях и жизнь за него; что государство, за которое они воевали в войне 1812
года, не выполняет своих обещаний, не заботится об этих людях.
В этой поэме много эпизодов. Их, я думаю, можно разделить даже на группы. Одной группой являются эпизоды посещения
помещиков Чичиковым. Я думаю, эта группа является самой важной в поэме. Я хочу описать, быть может, даже
прокоментировать, один эпизод из этой группы - это эпизод, когда Чичиков посещает помещика Ноздрёва. Действие проходило
в четвёртой главе.
Чичиков после посещения Коробочки заехал в трактир пообедать и чтобы дать отдохнуть лошадям. У хозяйки трактира он
поинтересовался на счёт помещиков, и по своему обыкновению, Чичиков стал распрашивать хозяйку о семье, о жизни. Когда он
разговаривал, кушая при этом, послышался стук колёс подъехавшего экипажа. Из брички вылезли Ноздрёв и его спутник - зять
Межуев.
Я думаю, темой этого эпизода было показать, охарактеризовать человека, сыгравшего не последнюю роль в жизни нашего
героя. По моему мнению,
Н. В. Гоголь хотел также показать этим эпизодом всю "бесшабашность" молодых помещиков, в число которых входил
Ноздрёв. Здесь писатель показал: как молодые помещики типа Ноздрёва, да в принципе как все помещики, ничего больше не
делают, как "шатаются" по балам да по ярмаркам, играют в карты, пьют "безбожно", думают только о себе и как носолить
другому.
Этот эпизод сыграл большую роль в поэме, Ноздрёв, раздосадованный Чичиковым во время того когда он к нему приезжал,
выдал его на балу у губернатора. Но Чичикова спасло то, что все знали Ноздрёва как лгуна, лицемера, забияки, поэтому его
слова были восприняты как "бред сумашедшего", как шутка, как враньё, как угодно, но только не в качестве правды.
Во время чтения этого эпизода, мои впечатления менялись от начала к концу. В начале эпизода действия были не очень
интересными для меня: это когда Чичиков встретил Ноздрёва, как они ехали к нему домой. Потом я понемногу стал
возмущаться хамским поведением Ноздрёва, - это когда после ужина Чичиков предложил купить у него "мёртвых душ"мёртвых душ", а
Ноздрёв стал интересоваться, зачем ему это. Все попытки Чичикова навешать лапшу на уши Ноздрёву пресекались им. Ноздрёв
говорил, что Чичиков больщой мошенник и что если бы он был его начальником, то повесил бы его на первом дереве. Я при
чтении был возмущён таким поведением Ноздрёва по отношению к Чичикову, в конце концов Чичиков же его гость.
Затем происходили захватывающие действия, это когда на следующий день после прибытия Чичикова к Ноздрёву они стали
играть в шашки. Этот момент я уже изложил. Меня волновала обстановка, которая накаливалась во время игры в шашки; дело
шло к ссоре, драке.
В этом эпизоде было много событий, но у меня остались впечатления именно об этих действиях.
В этом эпизоде автор показывает художественные детали, такие как описание трактира (в начале эпизода), описание
поместья Ноздрёва. Рассмотрим эти два описание подробнее.
Сначала посмотрим, как автор описывает трактир: "Деревянный потемневший, узенький гостепреимный навес на деревянных
выточенных столбиках, похожих на старинные церковные подсвечники; трактир был что-то вроде русской избы, несколько в
большом размере, резные узорчатые карнизы из свежего дерева вокруг окон и под крышей резко и живо пестрили тёмные его
стены; на ставнях были нарисованы кувшины с цветами; узенькая деревянная лестница, широкие сени. Интерьер трактира:
заиндевевший самовар, выскобленные стены, трёх угольный шкаф с чайниками и чашками в углу, фарфоровые вызолоченные яички
перед образами, висевшие на голубых и красных ленточках, окатившаяся недавно кошка, зеркало, показывающая вместо двух
четыре глаза, а вместо лица какую-то лепёшку; наконец натыканные пучками душистые травы и гвоздики у образов, высохшие
до такой степени, что желавший понюхать их только чихал, и больше ничего.".
Перейдём к описанию хозяйства Ноздрёва: в доме посередине столовой стояли деревянные козла. В конюшне находились две
кообылы, одна серая в яблоках, другая каурая, гнедой жеребец, пустые стойла; пруд, водяная мельница, где не хватало
порхлицы; кузница. Кабинет Ноздрёва: "В нём не было заметно следов книг или бумаги, висели только сабли и два ружья."
Это говорит о том, что Ноздрёв ничем не интересовался, не занимался своим хозяйством, всё было запущено.
Давайте обратим внимание на внутренний мир нашего героя в этом эпизоде. Здесь Чичиков в некоторых моментах не знал, что
ответить Ноздрёву на его назойливые вопросы. Это в таких моментах, когда Ноздрёв спросил его: "Зачем же они тебе
(мёртвые души)?"
В этом эпизоде Чичиков, я думаю, чувствовал себя неловко из-за хамского поведения Ноздрёва: он на него обижается, так
как было затронуто самолюбие нашего героя. После того как Чичиков поссорился с Ноздрёвым после ужина из-за того, что не
стал играть с ним в карты, он остался в самом неблагоприятном расположении духа. Автор так описывает его мысли и
чувства: "Он внутренне досадовал на себя за то, что заехал к ниму и потерял даром время. Ноещё более бранил себя за
то, что заговорил с Ноздрёвым о деле, поступил неосторожно, как ребёнок, как дурак: ибо дело совсем не такого рода,
чтобы быть вверено Ноздрёву.