Грядущие люди! Кто вы?
Вот – я, весь боль и ушиб.
Вам завещаю я сад фруктовый
моей великой души!
В. Маяковский
Мое первое знакомство с поэтом В. Маяковским состоялось уже давно и произвело на меня сильное впечатление, заставило о многом задуматься и многое переосмыслить. Хо-телось читать стихи, письма, статьи, выписывать его мысли и высказывания, заучивать целые строфы, как меткие, глубокие афоризмы, делиться своими впечатлениями с кем-нибудь. И сам поэт представлялся мне то грубым скандалистом, то смиренным христиа-нином, то циником, то энергичным, зовущим на борьбу за переустройство жизни, не же-лающим “вымаливать милостей судьбы”. Порой его стихи кажутся заумными, чуждыми, ненужными. И только погрузившись в удивительный мир поэта, можно увидеть, что за внешней привычной оболочкой, заклеймившей Маяковского как “агитатора”, “горлана-главаря”, скрывается нежнейшее сердце гуманиста, человека с открытой душой, всю жизнь проведшего на “несгораемом костре немыслимой любви”, страстно отстаивающего добро, справедливость, честь, творчество, любовь. Да, до одних стихов Маяковского мы выросли!
, а до некоторых еще не доросли, и “… порой кажется, что вовсе не из прошлого, а из туманного будущего доносится его голос…” Поэзия Маяковского заставляет сегодня нас спорить, размышлять, она поднимает глубокие нравственные проблемы, в которых перемешаны добро и зло, прекрасное и безобразное, земное и возвышенное, сиюминутное и вечное. А осветить эти проблемы с помощью своего божьего дара может лишь поэт и гражданин.
Не сразу и не скоро определил В. Маяковский место своей поэзии в жизни современного ему общества. Задумываясь о кажущейся бесполезности поэта среди будничных забот людей, он задает вопрос:
Ведь, если звезды зажигают –
Значит это кому-нибудь нужно?
А поэт – это тоже звезда, которая зажигается, и ее свет служит нравственным ориентиром людям.
Миссия поэта, по убеждению Маяковского, заключается в том, чтобы вобрать в себя боль миллионов и рассказать о ней миру.
Поэт заявляет, обращаясь к грядущим поколениям:
Вот – я, весь боль и ушиб.
Поэт готов отдать людям “бабочку поэтического сердца”, разделить с ними их страдания и горе, и это он подтверждает
следующими словами:
Поэт всегда должник вселенной, платящий на горе проценты и пени
Стихи, по мнению В. Маяковского, должны согревать душу каждого человека, поэзия необходима людям, как солнце. Поэтому в стихотворении “Необычайное приключение” не случайно сравнение настоящей поэзии со светилом. Поэт и Солнце действуют сообща, сменяя друг друга. Перед этой силой “… та да я, нас, товарищ, двое!..” падает ниц “стена теней, ночей тюрьма”.
Поэт заявляет, что когда “устанет” и захочет “прилечь” Солнце, то он “во всю светает мочь – и снова день трезвоннится”.
Своим стихотворением Маяков-ский утверждает, что стихи, как и светило, наполняют душу каждого вечным огнем жизни.
Сила стихов велика, потому что поэзия – это такой же нелегкий труд, нуждающийся в шлифовке и отделке каждого
стихотворения, как драгоценного камня, чтихотворения, как драгоценного камня, чтобы он “сверкал всеми гранями”. Об этом стихотворение “Разговор с
фининспектором о поэзии”, в котором В. Маяковский спорит, убеждает в том, что поэт недаром ест хлеб:
Поэзия – та же добыча радия.
В грамм добыча, в год труды.
Изводишь единого слова ради
Тысячи тонн словесной руды.
Поэт, в понимании Маяковского, выполняет большое и ответственное дело: управляет умами и сердцами людей. И он так пишет об “испепеляющем слов жжении”: А что, если я народа водитель и одновременно – народный слуга?
Маяковский определяет место поэта в рабочем строю – водитель народных масс и одновременно слуга народа.
Поэтому Маяковский писал обо всем, что видел вокруг себя, о том, что волнует и мучает всех, поэт желал идти в ногу со временем, участвовать в создании новой жизни, новых идеалов. И революцию Маяковский принял от жажды чего-то нового, неведомого, принял всем сердцем, считая необходимым наставить ей на службу свое перо. Он полностью подчинил свое творчество задаче переустройства общества. В стихотворении “Сергею Есенину” (1926) поэт писал:
Надо жизнь сначала переделать, переделав – можно воспевать.
Во имя Отечества, “которое будет”, поэт “себя смирял, становясь на горло собственной песне”, превращаясь в
производителя штампов. Служа одному классу - “планеты пролетарию”, выполняя социальный заказ, Маяковский ломал свою лирическую природу.
В 1930 г. он пишет поэму “Во весь голос”, в которой определились душевная борьба, его мучительные раздумья. В этом произведении мы видим истинное лицо и настоящие чувства поэта, который через головы современников обращается к грядущим поколениям. Себя поэт называет “ассенизатором и водовозом, революцией мобилизованный и призванный…” Он боролся с грязью и мразью жизни – поэтому ассенизатор. Водовоз - потому что его стихи, как и вода, необходимы людям. “Водовоз” противопоставляется тем, кто “строчит романсы”, кто “мандолинят из-под стен”, создавая литературные побрякушки.
Мой стих трудом громаду лет прорвет и явится весомо, грубо, зримо, как в наши дни вошел водопровод, сработанный еще рабами Рима,- утверждается Маяковским с полным сознанием того, что его стихи будут известны потомкам. По мнению поэта, устремленность в будущее – вообще отличительная черта истинного поэта.
Многое недоговорил векам, истории и мирозданию поэт Владимир Маяковский, “… свое земное, не дожил, на земле свое не долюбил, но главное, думается, успел сказать”.
Он успел оставить людям свой дар поэта, “истратил жизнь, чтобы сделать созданную им поэзию сокровищем народа…” Он был мастером большой, всеобщей жизни и побратил свое сердце на ее устройство. “Звонкая сила поэта” напоминает нам, что Маяковский “до самого последнего литка” достоин носить имя Первого поэта и Гражданина Грядущего.