Перечисляя имена писателей-классиков девятнадцатого века, нельзя не сказать об Алексее Феофилактовиче Писемском. Начиная с 1850 года критики стали упоминать его имя рядом с именами Тургенева, Гончарова, Григоровича.
Известность писателя началась с повести “Тюфяк”. В этой повести значительно углубился реализм писателя в сравнении с его прежними произведениями, например, “Боярщиной”. Сюжет “Тюфяка” — трагически оканчивающаяся семейная драма. Она отличается от предшествующих повестей и литературными героями. Если прежде произведения были во множестве населены нравственными уродами, то в “Тюфяке” — это обыкновенные люди. Они не совершают злодейств, более того, часто руководствуются в своих поступках добрыми чувствами. Но между тем развязка “Тюфяка” не менее, а, пожалуй, более трагична и страшна. Автор объясняет семейную драму Бешметовых “непониманием” друг друга, “разницей в воспитании и решительной неопытностью в практической жизни”. Мне кажется, весь вопрос в том, откуда это непонимание, где его причина. Прочитав повесть, я пришел к выводу, что главная причина семейной драмы Бешметовых — в несовершенстве всего уклада жизни. Хотя автор подчеркивал, что в своей повести не касался “ничего общественного” и “ограничивался только одними семейными отношениями”, семейная драма в изображении художника-реалиста предстает перед нами как драма социальная. Это очень хорошо, как известно, почувствовал критик-демократ Писарев. В статье “Стоячая вода” он писал о героях Писемского: “...живые люди, выражающие собою в полной силе особенности той почвы, на которой они родились и выросли”, “жертвы уродливого порядка вещей”.
Далее Писемский все более крепнет как писатель-реалист. Появляется рассказ “Питерщик”, первый из цикла “Очерки из крестьянского быта”. Питерщиками называли крепостных крестьян, отпущенных на заработки в Петербург. Оброк они платили своему барину-помещику деньгами. Главный герой рассказа — питерщик Клементий — первым из героев Писемского выходит победителем из всех жизненных бурь, обрушившихся на него. Страшный удар, который ему суждено пережить, — смерть любимой жены. Клементий забывается в нелегком труде мастерового человека, в разгуле широкой натуры. Но разорившись, он вынужден вновь вернуться в деревню. Там его подстерегает другое несчастье — необходимость женитьбы на нелюбимой женщине, и это только потому, что “молодому мужику вдовым жить не приходится”. Эта ситуация показывает жизнь косного крестьянства, губительную силу его быта.
В 60—70-е годы писатель создал немало значительных произведений о наступлении капитализма в России. В его романах и повестях эта тема всегда была сопряжена с угнетением простого человека, с процветанием продажного бюрократического аппарата, с темными операциями финансовых дельцов, с организацией мошеннических акционерных обществ, дутых подрядов, с нравственным обнищанием общества. Поэтому я считаю, что современному читателю, вокруг которого сегодня сгущаются аналогичные пороки, Писемский будет интересен и полезересен и полезен. Хоть он не достиг в своем творчестве таких вершин, как Салтыков-Щедрин, Достоевский, Толстой, — самобытное реалистическое творчество этого большого художника слова всегда будет неотъемлемой частью великой русской классической литературы.