19 век находился под властью теории “наполеонизма”. Возможность сильной личности повелевать над судьбами
других людей находила поддержку многих людей. Пленником этой идеи и стал герой романа Родион Раскольников.
Автор романа изображает утопический результат, к которому могла бы привести безнравственная идея главного
героя её на образах “двойниках” — Свидригайлова и Лужина.
Главным героем "Преступления и наказания" является бедный студент из обедневшей дворянской семьи.
Подавленный нищетой и несправедливостью жизни, Раскольников пытается найти выход из этого положения.
Желание полностью изменить свою жизнь наводит его на мысль о преступлении. Иногда он сомневается в
правильности своих мыслей, боясь загубить свою душу, но его манит результат. Ради общего блага он готов
совершить преступление. И он все-таки решается на убийство старухи-процентщицы, которую считает глупой,
бесполезной старушонкой.
Раскольников совершает это преступление, считая, что это служит подтверждением его идеи. По идее
человечество делится на две категории: “на тварей дрожащих” и на “сверхлюдей”. Раскольников решает проверить
себя, понять, к какой касте относится он сам. Совершив убийство, Раскольников понимает, что он не “существо
высшего порядка”. Вместе с убийством старухи, он убивает и себя, все то человеческое, что связывает его с
окружающим миром. Он остается совсем один, наедине с душевными страданиями и муками совести. Одним из
наиболее сложных образов Достоевского является Свидригайлов. Он тоже находится в плену этой ложной теории.
Он, как и Раскольников, отвергает общественную мораль и растрачивает свою жизнь на развлечения. Свидригайлов
виновен в смерти нескольких людей, его совесть лежит где-то на глубине его души, она спрятана далеко, чтобы ее
муки не могли растревожить душу. И только встреча с Дуней пробуждает в его душе какие-то чувства. Но раскаяние, в
отличие от Раскольникова, приходит к нему слишком поздно. Совесть пробуждается в нем, и он совершает поступки,
которые никогда не совершил бы до встречи с ней. Он помогает Соне, своей невесте, детям Катерины Ивановны,
чтобы заглушить угрызения совести. Но эти муки надо пережить, но ему не хватает ни времени, ни сил, чтобы
справиться с собой. Для него остается единственный путь, и он заканчивает свою жизнь самоубийством. На
протяжении романа становится очевидным, что жизненные ориентиры этих двух героев различны, хотя в их поступках
есть много общего. Раскольников учится, пробивается в жизни сам и заботится о матери, сестре. Свидригайлов —
зажиточный помещик, ведет праздный образ жизни. Хотя оба героя подчинены одной идее, они остались по разные
стороны “баррикады”. Стало ясно самому Раскольникову, — “не переступил он, на этой стороне остался”, потому что
“гражданин и человек”. А вот Свидригайлов переступил, человека и гражданина в себе уничтожил. Отсюда у него
цинизм, с которым он формулирует суть раскольниковской идеи, освободив себя от смятения Родиона, оставшись
пребывать в безграничномятения Родиона, оставшись
пребывать в безграничном сладострастии. Но, наткнувшись на препятствие, кончает жизнь самоубийством.
Смерть для него — освобождение от всех преград, от “вопросов человека и гражданина”. Это и есть результат
идеи, в котором хотел убедиться Раскольников. Поэтому Достоевский оставляет Родиону право на жизнь на каторге,
на каторге где происходит мучительное освобождение от этой идеи, возвращение к людям, обретая истинные
ценности. “Преступление и наказание” стало классикой русской литературы. Борьба добра и зла по Достоевскому
проходит в душе человека, и победа добродетели дается очень тяжело. Только через страдания люди могут
очиститься, только этот путь ведет к преображению и воскресению. Роман Ф. М. Достоевского “Преступление и
наказание” был написан в очень тяжелый период для самого писателя — на каторге. Там он и столкнулся с “сильными
личностями”, характеры которых воплотил в главных героях своего произведения.