В эпоху Просвещения ценность искусства сводилась к его воспитательно-нравственной роли. Деятели искусства
этого времени взяли на себя тяжелый труд пробудить в человеке стремление к развитию и самосовершенствованию
личности. Классицизм — одно из течений, в рамках которого они творили. Целью литературы, по мысли классицистов,
является воздействие на разум человека для исправления пороков и воспитания добродетели. Конфликт между
чувством и разумом, долгом перед государством разрешался всегда в пользу последних. Таким образом, создавался
образ человека, творящего добро, — идеал, к которому должен был стремиться каждый живущий в этом мире.
Русские деятели Просвещения всегда активно участвовали в политической жизни страны. Писатели, говорил
Фонвизин, “...имеют... долг возвысить громкий глас свой против злоупотреблений и предрассудков, вредящих
отечеству, так что человек с дарованием может в своей комнате, с пером в руках, быть полезным советодателем
государю, а иногда и спасителем сограждан своих и отечества”.
Основная проблема, которую Фонвизин поднимает в комедии “Недоросль”, — проблема воспитания
просвещенных передовых людей. Дворянин, будущий гражданин страны, который должен творить дела на благо
отечества, с рождения воспитывается в атмосфере безнравственности, самодовольства и самодостаточности.
Такая жизнь и воспитание сразу отобрали у него цель и смысл жизни. И учителя не смогут помочь (это лишь дань
моде со стороны госпожи Простаковой); у Митрофана и не возникало иных желаний, кроме как поесть, побегать на
голубятне да жениться.
То же самое происходит при дворе. Это большой скотный двор, где каждый хочет ухватить кусок получше и
поваляться в золотой грязи. “Тут себя любя отменно; о себе одном пекуся; об одном настоящем часе суетяся”.
Дворяне забыли, что такое долг и полезные добрые дела. Они “...не оставляют двора... двор им полезен”, “...чины
нередко выпрашиваются”. Они забыли, что такое душа, честь, благонравие.
Но автор не оставляет надежды, что что-то может измениться. Правдин берет под опеку хозяйство
Простаковой, запрещает ей властвовать в своем поместье. “Тщетно звать врача к больным неисцельно. Тут врач не
пособит, разве сам заразится” — такой вывод делает Стародум о жизни при дворе. За всем этим просматриваются
радикальные меры, которые Фонвизин предлагает принять: ограничить власть Простаковых и Скотининых над
крестьянами, а царя и придворных — над всей российской жизнью.
А вот сформулированные драматургом жизненные “...правила, которым следовать должны...” настоящие
дворяне:
1. “...Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время”.
2. “Всякий найдет в себе довольно сил, чтоб быть добродетельну. Надобно захотеть решительно, а там всего
будет легче не делать того, за что б совесть угрызала”.
3. “Прямую цену ему (уму) дает благонравие. Без него умный человек — чудовище. Оно неизмеримо выше всей
беглости ума”.
4. “...Любочестивый человек ревнует к делам, а нелам, а не к чинам”.
5. “Одно почтение должно быть лестно человеку — душевное; а душевного почтения достоин только тот, кто в
чинах не по деньгам, а в знати не по чинам”.
6. “Степени знатности рассчитываю я по числу дел, которые большой господин сделал для отечества, а не по
числу дел, которые нахватал на себя из высокомерия... По моему расчету, не тот богат, который отсчитывает
деньги, чтоб прятать их в сундук, а тот, который отсчитывает у себя лишнее, чтоб помочь тому, у кого нет
нужного”.
7. “...Что такое должность. Это тот священный обет, которым обязаны мы все тем, с кем живем и от кого
зависим... Дворянин, например, считал бы за первое бесчестие не делать ничего, когда есть ему столько дела:
есть люди, которым помогать, есть отечество, которому служить. Тогда не было б таких дворян, которых
благородство... погребено с их предками. Дворянин, недостойный быть дворянином! Подлее его ничего на
свете не знаю”.
Все эти постулаты соответствуют идеям Просвещения, горячим поборником которого был Фонвизин.