Если вдуматься, то каждый человек в процессе своей жизни ищет истину. Одному кажется, что он ищет благополучия, другому — любовь, третьему — знаний... Но в конечном счете каждый из них ищет ту истину, к которой стремится.
Печально, когда этот поиск приводит к мещанскому уюту, ограничиваясь геранью на подоконниках и кружевными салфетками на серванте. Прекрасно, когда поиск приводит человека к творческим подвигам. Кому что дано...
Тема такого поиска — одна из главенствующих в произведениях классической русской литературы. Чернышевский в заточении "пускает" на такой поиск Рахметова, Горький "поручает" искать истину своим многочисленным литературным героям, начиная с легендарного Данко, Чехов разрабатывает тему "руками" персонажей "Вишневого сада", "Чайки", а Пушкин звонкими строками вкладывает это занятие в уста Ленского, Дон Хуана, Пугачева...
Ищут истину и современные писатели. Такие, как Распутин, Евтушенко, Афанасьев, Солоухин, Шугаев, Пелевин, Бродский, Алешковский и многие другие.
Совершенно не важно, какими стилистическими приемами пользуются они для этой цели. Вот, к примеру, одно из замечательных произведений Ивана Сергеевича Тургенева — роман "Дворянское гнездо". В нем заветной истиной является изучение писателем (при помощи своих героев) путей нравственного и духовного развития передовой русской девушки. Этот поиск принято считать от Натальи Ласунской к Елене Стаховой, минуя образ Лизы Калитиной. Это неверно. Лиза по своей натуре ближе стоит к Елене, чем Наталья. Последняя после своего горького разочарования удовлетворилась обыденным "счастьем" с ограниченным Волынским. Примерно так же поступит и Вера в "Обрыве" уже по воле Гончарова. Лиза же не способна ни на какие компромиссы и отказывается от счастья с Паншиным. По отзыву Лемма, "она не могла любить одно прекрасное". Д.И.Писарев был совершенно прав, указывая, что по свойствам своей личности Лиза "примыкает к лучшим людям нашего времени". У нее такой же непоколебимый в своем духе характер, каким обладали героические девушки 60—70-х годов XIX века, идущие в народ.
По силе характера, по суровой требовательности к себе, по способности к самопожертвованию к ним близка и Лиза Ка-литина. В условиях революционного движения 70-х годов она могла бы стать героиней тургеневского стихотворения в прозе •Порог".
Провозглашая в своем романе идею объединения передовой интеллигенции-с“народом, с "землей", Тургенев видел истину в оптимистическом взгляде в будущее. "Дворянское гнездо" заканчивается скорбными мотивами о бесполезной жизни, об одинокой старости, но вместе с тем выражением веры в молодое поколение, которое сможет разрешить трагические противоречия и найти путь к счастью. "Играйте, веселитесь, растите молодые силы... жизнь у вас впереди, и вам легче будет жить: вам не придется, как нам, отыскивать свою дорогу, бороться, падать и вставать среди мрака", — говорит Лаврец-кий, обращаясь среди мрака", — говорит Лаврец-кий, обращаясь к молодежи. Лаврецкий садится на ту же скамейку, на которой когда-то сидел с Лизой. Вокруг него , все та же знакомая ему и неизменяющаяся природа. А его так изменили годы и горе...
С грустным лиризмом развивает в этой сцене Тургенев ч Одну из любимых своих мыслей о контрасте между вечной и могучей природой и бренным, слабым человеком, неспособным добиться счастья, найти истину и обреченным на беспощадное, разрушительное действие времени.