Проблема поиска истины – это одна из наиболее актуальных тем в русской литературе. Хоть раз в своей жизни, над этим
задумывается каждый человек, независимо от своего образования, религии и условий жизни. Начнем с того, что же такое
истина. Толковый словарь Ожегова определяет ее, как «адекватное отображение в сознании воспринимающего того, что
существует объективно». То есть у каждого она своя, кто-то находит ее, а кто-то - нет, но не оставляет попыток найти
свою истину на протяжение всей жизни. И литература, несомненно, может помочь человеку в этом поиске.
Из всех литературных персонажей, искавших истину, я бы хотела рассмотреть путь Пьера Безухова из романа Л.Н. Толстого
«Война и мир». Мой выбор основан на том, что, читая роман, меня поразила глубокая психологичность, способность автора
показать самосовершенствование героев, невероятная точность в словесной передаче их внутреннего мира, их чувств и
мыслей. И интереснее всего для меня было отслеживать сложный и необычный нравственный путь Пьера Безухова.
В начале произведения Пьер, по словам автора, - это «массивный молодой человек со стриженою головою, в очках, светлых
панталонах по тогдашней моде, с высоким жабо и в коричневом фраке. Он был незаконным сыном екатерининского вельможи,
графа Безухова, умиравшего теперь в Москве. Он нигде не служил еще, только что приехал из-за границы, где он
воспитывался и был первый раз в обществе…» По мнению Анны Павловны, «молодой человек не умел жить». И, читая строки о
Пьере в начале произведения, мы убеждаемся в этом. Но по ходу развития сюжета романа ярко прослеживаются этапы духовных
исканий Пьера.
Являясь человеком эмоциональным и непосредственным, Пьер чувствует всю ложь и демонстративность светского общества. Он
не находит единомышленников, а ему необходимо понимание, он хочет чувствовать свою нужность. В обществе же его считают
«не от мира сего». Пьер предпринимает попытку некоего внутреннего бунта и совершает много ошибок, ища то, что ему
действительно нужно в этой жизни.
Первым этапом духовных исканий Пьера Безухова стала ориентация на идеи Наполеона, «общественный договор» Руссо и идеи
французской революции. Он тесно сближается с Андреем Болконским и получает от него совет – бросить беспутную жизнь и
заняться делом, поскольку он «один живой человек среди всего нашего света». Но Пьер продолжает кутежи с Анатолем
Курагиным, за что высылается из города. В это время и наступает новый этап в его жизни – получение наследства, едва ли
не самого большого в России, а также скоропалительная и престижная, по мнению Пьера, женитьба на Элен. Конечно, брак с
пустой и неинтересной, да к тому же еще и ветреной Элен не приносит Пьеру счастья, что выливается в сильнейший духовный
кризис и дуэль с Долоховым. Мятущаяся душа Пьера, отсутствие духовной поддержки со стороны, неудачи в личной жизни – все
это толкает его к масонству, которое он понимает как учение о равенстве и братстве. Масонство было попыткой Пьера уйти
от проблем, погрузитьсяв в вымышленный мир.
Однако сватовство князя Андрея к Наташе возвращает его к реальности. Он осознает все свои прошлые ошибки: «Я желал
произвести республику в России, быть Наполеоном, философом, тактиком, победителем Наполеона.… А вместо этого – вот он –
богатый муж неверной жены, камергер в отставке, любящий покушать, выпить, и, расстегнувшись, слегка побранить
правительство». Пьер осознает свое существование ничтожным. С этого времени можно проследить путь духовного возрождения
Пьера. В его душе вспыхивает нежное чувство к Наташе Ростовой. Военное время способствует раскрытию Пьера как
героического человека. В его жизни появляются организация ополчения, Бородино, батарея Раевского. В итоге этих испытаний
Пьеру снится сон, в котором он видит масона Баздеева, простых солдат, молящихся на икону, что и помогает ему
окончательно понять смысл своей жизни, перевести иносказание сна в правильное русло и окончательно встать на правильный
путь в жизни. Это выражается в отказе уйти из оставленной жител!
ями Москвы, намерении убить Наполеона, и ценой собственной жизни спасти Отечество. Пьер спасает жизнь девочке во время
пожара и избавляет женщину от надругательства. Попав в плен, он сближается с Платоном Каратаевым, бывшим крестьянином,
от которого Пьер набирается крестьянской мудрости и обретает внутренне спокойствие. Вернувшись из плена, он так же, как
и прежде, добр и рассеян, но в его характере появляется такая черта, как всепрощение, он легко находит взаимопонимание с
людьми. Теперь Пьер Безухов – духовно самодостаточный человек, который находится в гармонии со всем окружающим миром.
Этим и знаменуется последний его этап в духовном поиске – женитьба на Наташе Ростовой, в браке с которой достигается
цель жизни Пьера – крепкая верная семья и дети, идиллия любви.
В завершении хочется отметить яркость образа Пьера Безухова в романе. Ни один из персонажей не проходит такой путь
самосовершенствования, не меняет так кардинально свои взгляды и мысли. Что ж, поиск истины всегда сложен. На мой взгляд,
в достижении истины главное – это правильно определить цель своей жизни и найти самые верные, самые правильные пути
достижения своей цели. Пьер проделал очень большую внутреннюю работу, и его вполне можно считать человеком, который
нашел свою истину.