Тема “маленького человека” является одной из сквозных тем русской литературы, к которой постоянно обращались писатели. Первым ее затронул А. С. Пушкина в повести “Станционный смотритель” и поэме “Медный всадник”. Продолжателями этой темы явились Н. В. Гоголь, создавший в “Шинели” бессмертный образ Акакия Акакиевича, М. Ю. Лермонтов, противопоставивший Печорину доброго штабс-капитана Максима Максимыча. С этой темой в русской литературе связаны лучшие гуманистические традиции. Писатели предлагают людям задуматься о том, что каждый человек имеет право на жизнь, на счастье, на свой взгляд на жизнь. Ф. М. Достоевский является не просто продолжателем традиций русской литературы, но и дополняет ее, так как открывает новый аспект этой темы. Достоевский становится певцом “бедных людей”, “униженных и оскорбленных”. Поэтому творчество Достоевского так цельно тематически. Своим творчеством Достоевский пытается доказать, что всякий человек, кто бы он ни был, как бы он низко ни стоял, имеет право на сочувствие и сострадание. Как совершенно верно заметил Белинский, “Гоголь только первый навел всех на эти забитые существования в нашей действительности, но г. Достоевский сам собою взял их из той же самой действительности”.
Как многие выдающиеся русские писатели, Ф. М. Достоевский уже в первом романе в письмах “Бедные люди” обращается к теме “маленького человека”. Главные герои романа — Макар Девушкин — полунищий чиновник, придавленный горем, нуждой и социальным бесправием, и Варенька — девушка, ставшая жертвой социального неблагополучия. Как и Гоголь в повести “Шинель”, Ф. М. Достоевский обратился к теме бесправного, безмерно униженного “маленького человека”, живущего своей внутренней жизнью в условиях, грубо попирающих достоинство человека. Форма романа в письмах позволила писателю точно передать психологию “бедных людей”, их душу. Автор сочувствует своим бедным героям, показывает красоту их души и внутреннее благородство. Писателя волнует проблема самосознания человека, но вместе с тем судьба главных героев изображается на широком фоне повседневной жизни многочисленных обитателей Петербурга. Писатель окружает героев их социально-психологическими “двойниками”, история каждого из которых представляет как бы еще один типичный, возможный поворот судьбы Девушкина и Вареньки. Тем самым писатель подчеркивает закономерность, всеобщность их трагической социальной судьбы. Не случайно роман получил высокую оценку прогрессивных русских критиков, а В. Г. Белинский сказал о нем: “...Роман открывает такие тайны жизни характеров на Руси, которые до него и не снились никому”.
Тема “бедных людей”, и особенно ее социальный аспект, была продолжена автором в “Преступлении и наказании”. Одну за другой раскрывает писатель перед нами картины страшной нищеты, которая унижает достоинство человека. Местом действия романа становится Петербург, причем самая бедная часть города. В этом произведении не встретишь описаний парадной столицы, все серо, грязно. Федор Михайлович создает обширное полотно безмерных человеческих мук, страдания и горя, пристально и проницательно вглядывается в душу “маленького человека” и открывает в нем залежи огромного духовного бое полотно безмерных человеческих мук, страдания и горя, пристально и проницательно вглядывается в душу “маленького человека” и открывает в нем залежи огромного духовного богатства. Перед нами разворачивается жизнь семьи Мармеладовых. Мармеладовы — люди, задавленные жизнью. Спивается с горя и теряет человеческий облик чиновник Мармеладов, которому больше “некуда идти”. Измученная нищетой, погибает от чахотки жена Мармеладова, Екатерина Ивановна. Соня выпущена на улицу торговать своим телом, чтобы спасти семью от голодной смерти.
Тяжела и судьба семьи Родиона Раскольникова. Его сестра Дуня, желая помочь брату, готова пожертвовать собой и выйти замуж за богача Лужина, к которому она чувствует отвращение. Сам же Родион, всем своим естеством противящийся тому состоянию жизни, которое он видит, задумывает преступление, корни которого, отчасти, лежат в сфере социальных отношений в обществе, в отношении общества к человеку. Раскольников понимает, что жестокая сила, создающая в жизни тупики для бедняков, и бездонное море страданий — это деньги. Достоевский делает Петербург городом безнравственным, городом, в котором утрачено представление о высших ценностях, и прежде всего — о гуманности.
Созданные автором образы “маленьких людей”, проникнуты духом протеста против социальной несправедливости, против унижения человека и верой в его высокое призвание. Души “бедных людей” могут быть прекрасны, полны душевной щедрости и красоты, не сломлены тяжелейшими условиями жизни. Разве можно сравнить красоту Дуни с тупым самодовольством Лужина или бросить камень в Сонечку, которая становится воплощением того нравственного идеала, который утратил Раскольников?
Миропонимание Ф. М. Достоевского базируется на одной непреходящей фундаментальной ценности — на любви к человеку, высоком гуманизме. Писатель опровергает социальные теории, в которых говорилось о необходимости и возможности пожертвовать жизнью нескольких людей ради счастья остальных. По мнению Ф. М. Достоевского, все люди перед Богом равны, нет “маленьких” и “великих”, каждый человек — высшая ценность.