Раскрой мои книги,
В них сказано все.
Что случится. А. Блок

Прочитана последняя страница. Я откладываю книгу в сторону, но еще долго нахожусь в гуще событий, возвращаюсь к любимым героям вновь и вновь. Эти чувства я испытала, когда закончила читать роман Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита».
Это произведение привлекает к себе внимание не только фантастическим сюжетом, но и великолепным литературным языком, глубиной поднятых вопросов. Центральными темами романа являются проблемы взаимоотношения добра, зла и любви.
Будучи талантливым художником, Булгаков изображает в своем произведении целую галерею незабываемых образов. Это озорник Фагот-Коровьев, шутник Бегемот, мечтательный поэт Бездомный и скептичный Берлиоз, талантливый мастер и расчетливый Поплавский. Каждая страница романа сулит |нам встречу с волшебством. Завораживает уже начало произ-ведения: «Однажды весною, в час небывало жаркого заката, в Москве...» появилась веселая компания, которая на несколь¬ко дней взбудоражила спокойную жизнь города. Сначала Воланд и его свита необычайно популярны у толпы, так как удовлетворяют самые низменные ее желания, наделяя дам ро-скошными нарядами, давая взятки, разбрасывая деньги. Но дьявол ничего не делает просто так. Сила, призванная иску¬шать, карает людей, падких на соблазны: тают деньги, исче¬зают наряды. «Дает мне вчера какой-то сукин сын червонец, я ему сдачи... Через пять минут смотрю — вместо червонца бумажка от нарзанной бутылки. Вчера в этом Варьете (непечат¬ные слова) какой-то гадюка-фокусник сеанс с червонцами сде¬лал (непечатные слова)».
Удивление вызывает у нас тот факт, что сила изобличаю¬щая стала карающей. Видимо, и Воланду хочется заставить нас быть добрее, честнее, бескорыстнее.
От «невинных» шуточек компания переходит к проделкам посерьезнее.
Теперь Воланд изобличает уже советскую власть в ее авто¬матизме, бездуховности. Так вместо чиновника его работу вполне четко и слаженно начинает выполнять костюм. По во¬ле компании целое учреждение преобразовывается в хор без особой помехи для дела. Это уже не шутки, а преступление против основ советского государства.
Конкретным же носителем зла в романе «Мастер и Марга¬рита» является Понтий Пилат. «Умыв руки» перед толпой, наместник отдает ей на расправу невиновного Иешуа. Понтий понимает, что творит беззаконие. Но в угоду своему благопо¬лучию он предпочитает поступиться истиной. Булгаков пока¬жет в романе позднее раскаяние Пилата и его муки, но добро и справедливость должны вершиться вовремя. Автор не гре¬шит против правды, и поэтому его роман интересен и актуа¬лен спустя много лет после написания.
Но не зло, а любовь правит миром. Именно ее тема являет¬ся ведущей в произведении. Любовь мастера и Маргариты ог¬ромна и безгранична. А. И. Куприн в повести «Суламифь» го¬ворит, что настоящее чувство возникает между двумя любя¬щими сердцами, возможно, раз в тысячелетие. Мне кажется, что в наше время это произошло с мастером и Маргаритой. Но людская зависть и злоба разводятих. Мастер попадает в боль¬ницу для душевнобольных, Маргарита возвращается к нелю¬бимому мужу. И насколько сильны должны быть чувства, что за один лишь взгляд на любимого Маргарита продает душу дьяволу! Невольно приходят на память строки из стихотворе¬ния Анны Ахматовой «Лотова жена»:

Кто женщину эту оплакивать будет?
Не меньшей ли мнится она из утрат?
Лишь сердце мое никогда не забудет
Отдавшую жизнь за единственный взгляд,

Видя всю глубину чувств, связывающих мастера и Маргари¬ту, Воланд решает наградить их вечным покоем, которого у них было на Земле.

Разговор Левия Матвея с Воландом показывает ту неразрывную взаимосвязь, что существует между святым и грешным. «Что бы делало твое добро, если бы не существовало зло, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени...»
Поднимая глубокие вопросы, М. Булгаков заставляет нас думаться над вечными вопросами бытия, переосмыслить по¬нимание добра и зла. Автор показывает, что зло может обернуться добром. Ставя эти вопросы, Булгаков дает нам возможность додумать и осмыслить их.