Чтобы жить честно, надо рваться,

путаться, биться, ошибаться, начинать и

бросать, и вечно бороться и лишаться.

А спокойствие — душевная подлость.

Л. Н. Толстой

В романе «Война и мир» Л. Н. Толстой наглядно показывает, как в условиях критической ситуации, которой в произведении является Отечественная война 1812 года, меняются характеры и образ мыслей людей. Наиболее ярко процесс преодоления сословной замкнутости и эгоистической односторонности отражается в образах Андрея Болконского и Пьера Безухова. На примере этих героев автор демонстрирует, как в человеке из аристократической среды в эпоху войн пробуждается гражданская совесть и высокое понимание чести и долга.

И Андрей и Пьер — лучшие люди своего времени и класса. Им присущи постоянные духовные, нравственные искания, недовольство собственной жизнью, постоянная борьба с собой и поиски выхода из сложившейся ситуации.

С Андреем Болконским мы знакомимся в салоне Шерер. Перед нами человек, исполненный скуки и усталости от жизни. «Эта жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь не по мне», — говорит он Пьеру. Он видится человеком, который живет только умом, а не сердцем. Презрение к аристократическому обществу сочетается в нем со стремлением к личной славе. Он готов отдать все на свете «за минуту славы, торжества над людьми, за любовь к себе людей...». Андрей твердо уверен, что исторические события могут подчиняться воле одного человека, и хочет стать таким человеком: «Он соображал уже, как, приехав к армии, он на военном совете подаст мнение, которое одно спасет армию, и как ему одному будет поручено исполнение этого плана». При всем своем честолюбии, он все же стремится не только к собственному благу, но и к всеобщему благу для людей. Он только видит себя важной фигурой в достижении этих благ.

По мере развития событий, встреч князя Андрея с людьми из народа, постепенно меняются его взгляды. Так мужество капитана Тушина и его солдат заставляет героя проникнуться искренним уважением к людям, которые, не думая о славе и подвигах, каждый день совершают героические поступки. Искра сознания пробудилась в нем и в дальнейшем постоянно усиливалась. Позже, лежа тяжелораненый на Аустерлицком поле, он отчетливо осознает, что все, о чем мечтал раньше, оказалось пустым и ничтожным. Крушение надежд и планов приводит героя в состояние подавленности и пессимизма. В этом состоянии его и застает война. Лишь полностью постигнув дух русского народа, народную правду, народное понимание исторических событий, он уже говорит Безухову: «Успех никогда не зависел и не будет зависеть ни от позиции, ни от вооружения, ни даже от числа». И на вопрос Пьера — от чего же он будет зависеть, отвечает: «От того чувства, которое есть во мне, в нем, — он указал на Тимохина, — в каждом солдате». Теперь он сознает лишь частью той огромной силы, которой суждено победить врага.

В отличие от Болконского, образ Пьера Безухова с самого начала обращен к нравственным истокам в человеке. В нем сочетается высокая интеллектуальная культура, интерес к философским проблемам и природная доброта, цельностьная культура, интерес к философским проблемам и природная доброта, цельность натуры. Он также, как и Андрей, чувствует острое противоречие между собственным внутренним миром и образом жизни, который ему приходится вести. Он также стремится вырваться из пропитанного фальшью и лицемерием светского общества. Но, в противоположность Болконскому, преобладающей в его образе является стихия чувства. Пьер полон благородных, свободолюбивых идей. И впоследствии эти идеи все больше обретают национальную почву.

Пьер идет своим путем, так как жизнь без поиска, без движения для него немыслима. Путь Пьера — это путь философско-этических исканий, сопровождающийся кризисами и разочарованиями, связанными с историческим развитием русского дворянского общества той поры. В своих исканиях он проходит через борьбу духовного с чувственным. Он ведет разгульную жизнь в кругу аристократической молодежи, участвует в постоянных кутежах в компании Анатоля Курагина. И вначале чувственное в его душе берет верх: он женится на совершенно чуждой ему Элен. Но затем духовное, нравственное начало все же выходит на первый план. Однако и теперь внутренняя борьба героя не утихает. Он разрывается между исключительно внутренней духовной жизнью и стремлением к внешней деятельности. Задумавшись о смысле жизни человека, испытывая угрызения совести, Пьер постепенно приходит к масонству. Но, достигнув высоких степеней, он не способен замкнуться в сфере своего «я», им движет стремление помогать ближнему в практической жизни. Вскоре он разочаровывается и в масонстве, видя бесплодность этого движения.

И только Отечественная война приближает Пьера к народной правде. Постигнув народный взгляд на жизнь и отрекшись от индивидуалистического сознания, он обретает наконец душевное равновесие. В плену, в непосредственном, тесном общении с простыми людьми к нему приходит ощущение внутренней свободы.

В Андрее Болконском и Пьере Безухове автор «Войны и мира» раскрыл типические черты той среды, из которой вышли деятели 14 декабря. Герои Толстого, обогащаясь жизненным опытом, освобождаются от былого своеволия, эгоистического мировосприятия, «наполеоновского комплекса» и приходят к мысли, что необходимо быть, прежде всего, вместе с людьми. Преодолевая собственные ошибки, заблуждения, они осознают свою общность с другими людьми, с солдатами, народом. Они понимают, что только в народном сознании — залог нравственной и физической победы, залог душевной свободы и счастья.