Не позволяй душе лениться! Чтоб в ступе воду не толочь, Душа обязана трудиться И день и ночь, и день и ночь!
Н.Заболоцкий

Николай Заболоцкий пришел в поэзию на рубеже тридцатых годов, которые ломали жизнь миллионам людей. Его поэзия не криклива — это разговор по душам, вдумчивый взгляд художника на жизнь, природу, на че­ловека. Заболоцкий старался найти в ней выход своим мыслям о смысле жизни, о предназначении человека в этом мире. Поэт старался найти и обосновать свое мес­то среди людей. Его литературное наследие невелико. Оно включает в себя томик стихотворений и поэм, не­сколько томов поэтических переводов, немногочислен­ные заметки о поэтах и писателях, произведения для детей. Преданность своему делу была характерной чер­той писателя, и, несмотря на трудную жизнь, он сумел вписать новое, весомое слово в русскую поэзию. За каж­дой строкой встает образ сдержанного, не терпящего позы, требовательного к себе, немного ироничного че­ловека.
Заболоцкий родился в Казани в 1903 году. После окон­чания реального училища поступает в педагогический институт, начинает серьезно заниматься стихами, ис­кать свой путь в поэзии. Он видит мир глазами худож­ника-живописца, мыслит пространственными образа­ми, увлекается работами Павла Филонова.
Первая книга Заболоцкого называлась «Столбцы». Она выделялась оригинальностью на фоне разнообра­зия лирики конца 20-х годов. У него появляется своя манера повествования, философский взгляд на мир, на окружающую среду. Он видит, как все на земле взаимо­связано между собой, хрупко и непрочно. Поэт сознает себя частью этого хрупкого и прекрасного мира:
Уступи мне, скворец, уголок, Посели меня в старом скворешнике, Отдаю тебе душу в залог За твои голубые подснежники... Повернись к мирозданью лицом, Голубые подснежники чествуя, С потерявшим сознанье скворцом По весенним полям путешествуя.
В сознании поэта природа и человек неразрывно свя­заны между собой. Они дополняют друг друга, порой вступают в конфликт, но не могут существовать один без другого:
Когда устав от буйного движенья, От бесполезно тяжкого труда, В тревожном полусне изнеможснья Затихнет потемневшая вода, Когда огромный мир противоречий Насытится бесплодною игрой — Как бы прообраз боли человечьей Из бездны вод встает передо мной.
В начале 30-х годов поэтом были написаны поэмы «Безумный волк», «Деревья», «Торжество земледелия», «Птицы». Эти произведения развивали идеи, которые позднее будут использованы в различных стихах. Часто Заболоцкий обращается к теме жестокости человека, который бездумно губит красот)" природы, а значит, и себя самого. Поэт-гуманист не может пройти мимо этой темы, сделав вид, что ее не существует. Да, люди не толь­ко созидают, чаще они губят, пользуясь своим преиму­ществом перед природой, которое только видимое, эфемерное.
Вылетев из Африки в апреле
К берегам отеческой земли,
Длинным треугольником летели,
Утопая в небе, журавли...
Но когда под крыльями блеснуло
Озеро, прозрачное насквозь,
Черное зияющее дуло
Из кустов навстречу поднялось.
Заболоцкий умеет видеть и передавать в стихах не­повторимую красоту земли, ее мудрую, спокойную ве­личавость. Прекрасный лирик, умеющий донести тон­чайшие оттенки, запахи, звуки, поэт способен умилять­ся каждому цветку, молодому весеннему листку:
Я воспитан природой суровой, Мне довольно заметить у ног Одуванчика шарик пуховый, Подорожника твердый клинок. Чем обычней простое растенье, Тем живее волнует меня по его поэзия не крикливая агитка, а разговор по душам. Вдумчивый взгляд художника на жизнь, природ); на че­ловека. Заболоцкий старался найти в ней выход своим мыслям о смысле жизни, о предназначении человека в этом мире. Поэт старается найти и обосновать свое ме­сто среди людей. Его литературное наследие невелико. Оно включает в себя томик стихотворений и поэм, не­сколько томов поэтических переводов, немногочислен­ные заметки о поэтах и писателях, произведения для детей. Преданность своем}" делу была характерной чер­той писателя, и, несмотря на трудную жизнь, он сумел вписать новое, весомое слово в русскую поэзию. За каж­дой строкой встает образ сдержанного, не терпящего позы, требовательного к себе, немного ироничного че­ловека.
Заболоцкий родился в Казани, в 1903 году. После окончания реального училища, поступает в Педагоги­ческий институт. Начинает серьезно заниматься стиха­ми, искать свой путь в поэзии. Он видит мир глазами художника-живописца, мыслит пространственными образами, увлекается работами Павла Филонова.
Первая книга Заболоцкого называлась «Столбцы». Она выделялась оригинальностью на фоне разнообра­зия лирики конца 20-х годов. У него появляется своя манера повествования, философский взгляд на мир, на окружающую среду. Он видит, как все на земле взаимо­связано между собой, хрупко и непрочно. Поэт сознает себя частью этого хрупкого и прекрасного мира:
Уступи мне, скворец, уголок, Посели меня в старом скворешнике. Отдаю тебе душу в залог За твои голубые подснежники... Повернись к мирозданью лицом, Голубые подснежники чествуя, С потерявшим сознанье скворцом По весенним полям путешествуя.
В сознании поэта природа и человек неразрывно свя­заны между собой. Они дополняют друг друга, порой вступают в конфликт, но не могут существовать один без другого:
Когда устав от буйного движенья, От бесполезно тяжкого труда, В тревожном полусне изнеможенья Затихнет потемневшая вода, Когда огромный мир противоречий Насытится бесплодною игрой — Как бы прообраз боли человечьей Из бездны вод встает передо мной.
В начале 30-х годов были написаны поэтом поэмы «Безумный волк», «Деревья», «Торжество земледелия», «Птицы». Эти произведения развивали идеи, которые позднее будут использованы в различных стихах. Часто Заболоцкий обращается к теме жестокости человека, который бездумно губит красоту природы, а значит, и себя самого. Поэт-гуманист не может пройти мимо этой темы, сделав вид, что ее не существует. Да, люди не толь­ко созидают, чаще они губят, пользуясь своим преиму­ществом перед природой, которое только видимое, эфемерное.