Судьба России занимает центральное место в творчестве С. Есенина.
Основанная на животворных национальных традициях, проникнутая любовью к родине, земле и человеку, его поэзия глубоко и талантливо отразила драматизм истории русского народа XX века.
По характеру мировосприятия, национальной самобытности С. Есенин стал одним из самых значительных поэтов, посвятивших свое творчество родине. Его лирика внесла в русскую поэзию целый мир поэтических образов. Нежная девственная березка, синь родных небес, черемуха в белой накидке, удалая гармонь-тальянка... Из этих образов, постоянных спутников лирических откровений поэта, слагается “золотая словесная груда”. И ныне его поэзия пленяет нас своим особенным миром.
Стихи С. Есенина подкупают влюбленностью в красоту родной природы, хрустальной прозрачностью образов: дремлющими “звездами золотыми”, дрожащим “зеркалом затона”, румяной “сеткой небосклона”.
Ранняя лирика С. Есенина уходит своими корнями в реальную действительность, которая окружала поэта, и уже в это время начинает формироваться образ милой, трогательной окрашенной пастельными тонами России.

Край ты мой заброшенный,
Край ты мой, пустырь.
Сенокос некошеный,
Лес да монастырь —

так говорит о своей Рязанщине юный поэт.
Стихотворение “Русь” является основополагающим в творчестве молодого С. Есенина, так как в нем раскрывается со всей полнотой чувство любви к родине, которое он пронесет через всю свою поэзию. Стихи эти были рождены любовью к неповторимой “стране березового ситца”, где прошло босоногое детство поэта, отшумела его юность.
В стихах молодого рязанского поэта было много “песен души”, в которых слышался голос родной земли. Он говорил и пел теми словами, которыми поет народ. С. Есенин становится автором необыкновенно нежных и ласковых, грустных и раздольных песен. В его стихах воплощена мелодика народной песни. В своих произведениях С. Есенин мастерски применяет разнообразные приемы народной поэзии. Например, в стихотворении “Выткался на озере алый свет зари...” богато представлены самые различные звуковые повторы:

Выткался на озере алый свет зари.
На бору со звонами плачут глухари.
Плачет где-то иволга, схоронясъ в дупло
Только мне не плачется — на душе светло.

Любовью к земле, лугам и травам, лесам и озерам, проникнуты строки многих стихов его ранней лирики, передающие дыхание самой природы: порывы ветра, шепот листьев, пенье птиц, плеск речной волны. Земная красота забрала юное сердце поэта. Его лучшие ранние произведения пахнут весной, молодостью, полны очаровательного задора, веселья. Лирический герой не скрывает своих ощущений, доверительно рассказывая о них читателю:

Темна ноченька, не спится.
Выйду к речке на лужок.
Распоясала зарница
В пенных струях поясок.

Где, казалось, пейзаж обычен, где свет и тени не захватывают внезапно воображение, где, на первый взгляд, в природе нет броских, запоминающихся картин, и многое давно уже примелькалось, молодой поэт вдруг неожиданно и смело открывает новые краски.Природа для него не застывший пейзажный фон, она вся в движении, в обновление, в гармоническом единении с человеком:

Сыплет черемуха снегом,
Зелень в цвету и росе.
В поле, склоняясь к побегам,
Ходят грачи в полосе.

Черемуховый снег не холодит, а согревает сердце поэта, в которое рано постучалась юношеская любовь к родине. Любуясь особенности деревенской жизни, картинами природы, С. Есенин стремится не просто донести до читателя радость от их видения, а передать, заразить ощущением его полноты и красоты к жизни. Светлый и радостный колорит кажется преобладающим. Восхищение, упоение природой отодвигает на второй план другие чувства, другие мотивы.
Даже раздумья о родине связаны с природой, с окружающей поэта красотой: с необозримыми далями ее полей и лесов, с голубыми просторами. С. Есенин рисует и грустные картины заброшенности и нищеты. Он, мечтающий о полном слиянии с природным миром, восклицает:

Край любимый!
Сердцу снятся
Скирды солнца в водах лонных.
Я хотел бы затеряться
В зеленях твоих стозвонных.

В самом начале 1916 года вышла первая книга С. Есенина — “Радуница”. Радуница... Радуга... Радужный... Радость. Ее истинная красота и художественность были заключены в стихах молодого поэта — “свежих, чистых, голосистых”. Вспомним крылатые есенинские строфы, живописные, словно акварелью написанные, образы:

Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты — в ризах образа...
Не видать конца и края —
Только синь сосет глаза.

Поэзия развита всюду — умей только ощущать ее. А сколько ярких красок в крестьянском труде! Можно залюбоваться старым дедом, когда он, согнув спину, “чистит вытоптанный ток и поденную мякину загребает в уголок”.
Сборник стихов “Радуница” неоднороден. Поэта привлекают темы и образы, связанные с религиозными верованиями и христианским бытом. В теплых и ласковых тонах рисует он своего “милостника Миколу”, который “в лапо-точках”, с котомкой за плечами, ходит мимо сел и деревень, “умывается пеной из озер” и молится “за здоровье православных христиан”. Стихотворение “Микола” впитало широко распространенные в Рязанском крае легенды о Николае-угоднике, которому был дан наказ самим Богом:

... Обойди ты русский край.
Защити там в черных бедах.
Скорбью вытерзанный люд.
Помолись с ним о победах
И за нищий их уют.

Время С. Есенина — время крутых поворотов в истории России, накала человеческих страстей и их драматической развязки. Судьба родины, народа в бурную эпоху бурно волнует поэта. Он не идеализирует Россию, потому что является не сторонним наблюдателем, а соучастником исторических процессов. Накануне первой мировой войны в поэзию С. Есенина входит ощущение надвигающейся беды: горе разлито в природе (“кружит вихрь во все стороны, машет саваном пена с озер”).
Траурные картины передают ощущения поэта перед неизбежной катастрофой. “Война мне всю душу изъела”, — скажет позже С. Есенин. Он понимает, какая трагедия ждет миллионы русских семей и с затаенной тревогой “гадает по взорам невестиным на войне о судьбе жениха”.